ВАДЖРАЯНА (санскр. — “алмазная колесница”) — одно из гл.
направлений махаяны и буддизма в целом, в рамках к-рого создано
поразительное многообразие систем йогич. практики, памятников
лит-ры и искусства. К кон. 1 тыс. н. э. В. стала доминирующей
формой инд. буддизма, в разл. историч. периоды она имела распространение
на Шри-Ланке, в Индонезии, Кит. В. сохранилась в Японии со времен
Кукая, основоположника школы Сингон-сю, но полное господство В.
получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды. По инд.-тиб.
традиции существует два типа махаяны — “причинная” колесница парамит
и “результативная” колесница тайной мантры, т. е. В. Др. названия
В. — тантра, питака видьядхар. Цель у обоих типов одна, но методы
разные. Сторонники В. утверждают, что путь тайной мантры значительно
могущественнее и может привести к достижению состояния будды не
за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. Суть особого
метода В. в т.н. йоге божественных форм, к-рая ускоряет обретение
второго из “двух тел Будды”, то есть “земного тела” (см. Трикая).
Лит-ра В. поистине безбрежна. Тысячи текстов В. вошли в тиб. будд.
канон, десятки тыс. произведений были созданы и создаются для
пояснения и развития идей канона. Влияние В. в ареале распространения
тиб. буддизма, включая Россию, в значит. мере определило характер
будд. культуры. А. А. Терентьев
ВИПАССАНА (пали) — высшая стадия медитации, способность
проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня).
С помощью В. происходит освобождение от эгоцентризма (нама) и
потребностей физич. тела (рупа), познается сущность скандх и источников
загрязнения (аятана), элементов (дхату), действия кармы, сущность
триады (анитья-дуккха-анатман) и восьмеричного пути, закона зависимого
происхождения, осознается наличие двух истин (сансарической и
нирванической) и т. д. В. И. Корнев
ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ (они же — “восемь эмблем славы”,
“восемь знаков счастья”, “восемь благоприятных символов”, “восемь
жертв”; санскр. аштамангала) — набор из 8 предметов, образующих
самост. структурную единицу в системе культовой практики буддизма.
В каждом из предметов заложен филос. подтекст: зонт защищает от
злых помыслов; две золотые рыбы символизируют счастье и единство:
ваза, наполненная напитком бессмертия, — сокровищница благих намерений;
цветок лотоса — символ божеств, происхождения и залог спасения;
закрученная спиралью вправо раковина — символ блаженства; узел,
не имеющий начала и конца, — символ бесконечного цикла перерождений;
штандарт (знак победы) — символ горы Меру, центра будд. Вселенной;
колесо с 8 спицами — символ восьмеричного пути к совершенству.
В каждом действующем будд. храме В. д. стоят на алтаре в виде
8 отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла;
часто встречаются в виде отпечатка на бумаге или ткани; повсеместно
имеются в юртах и домах в регионе распространения ламаизма. Каждая
из В. д. (особенно лотос, колесо с 8 спицами, узел без начала
и конца) может изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный
мотив в будд. искусстве и как объект культа. Н. Л. Жуковская
ВОСЬМЕРИЧНЫЙ (БЛАГОРОДНЫЙ) ПУТЬ, срединный путь (маджджхима-патипада)
— путь, к-рый, избегая две крайности — чувственное сладострастие
и самоистязание, — ведет к просветлению и освобождению от страданий
(дуккха). Восьмеричным он называется потому, что состоит из 8
ступеней или шагов: правильное понимание, правильное стремление,
правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный
образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация. В.
И. Корнев