Словарь буддизма - C

САМАДХИ (санскр.) — состояние просветления, достигаемое медитацией, выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутр. и внешним миром, слиянии индивидуального сознания (микрокосма) с космич. абсолютом (макрокосмом). С. — последняя ступень восьмеричного пути, подводящая человека вплотную к нирване. Практически идентично С. состояние сатори в дзэн, но пути его достижения в практике дзэн многообразнее. В ходе достижения С. необходимо сосредоточение внимания на одном из 40 объектов, создающих карму (карматтхана). Это 10 концепт. объектов (касина-мандала): земля, вода, огонь, воздух, голубой, желтый, красный, белый цвет, свет, пространство; 10 нечистот (асубха), т. е. составных частей трупа: вздутость (уддхуматака), трупные пятна (винилака), нагноения (випуббака), рассеч. труп (вичиддака), обглод. куски (виккхаитака), разброс. (виккхиттака). изурод. (хата-виккхиттака), окровавл. (лохитака), изъеден, червями куски трупа (пулавака), скелет (аттхика); 10 объектов для размышления (аннусати): Будда (буддхануссати), дхарма (дхармануссати), сангха (сангхануссати), добродетель (силануссати), терпимость (чагануссати), небожители (деватануссати), успокоение (упасамануссати), смерть (маранануссати), тело и материя (каягатасати), дыхание (анапанасати); 10 высших объектов размышления, из них 4 возвышенных объекта (брахмавихара): доброжелат. любовь (метта), сострадание (каруна), симпатия ко всем существам (мудита), невозмутимость (упекха); воздержание от материальной пищи (ахаре патиккуласаньня); размышления о четырех элементах (чатудхутатуваваттхана); созерцание каждого из четырех уровней арупалоки (см. Космология буддизма), наполняющих сознание радостью, экстазом, спокойствием, свободой. Медитацию, ведущую к С., рекомендуется практиковать рано утром, когда мысль свежа и активна, и перед сном, но ею можно заниматься в любое время, удобное для индивидуума. Те, для кого трудна поза со скрещенными ногами, могут сидеть в кресле или так, как им удобно. В. И. Корнев

САНГХА (санскр., дословно "общество") — будд. община, членами к-рой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Термином С. можно обозначить всех будд. монахов в мире; монахов, принадлежащих к конкр. школе; монахов, проживающих в стране, в монастыре, в отшельничестве, в храме. Столь широкое употребление термина С. связано с тем, что все монахи и монахини обязаны жить по единым правилам Виная-питаки. Женских будд. общин очень мало. Так, даже в Шри-Ланке, где их больше всего, имеется ок. 20 женских монастырей, хотя всего на о-ве ок. 7 тыс. монастырей. Поэтому далее речь пойдет о мужских монастырях. Биккху — это нищенствующие монахи в канонич. толковании тхеравады., т. е. монахи, к-рые должны жить на подаяния верующих-мирян. Монахи-тхеравадины носят желтые или оранжевые одеяния. Монахини должны носить белые одежды. Монах не является священнослужителем, т. е. не выступает как посредник между мирянином и Буддой или богами. Функционеры в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в будд. общине столько, сколько хочет. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, напр., на время отпуска, более краткое пребывание в С. считается неприличным. Из всех стран, где распространен буддизм, только в Шри-Ланке осуждается выход из будд. общины, т. е. большинство становятся монахами на всю жизнь. К.-л. установленных правил для вступления в С. не существует. Членом С. может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, соц. положения; исключение составляют заразные и психич. больные, должники, военнослужащие. Все, кто надевает монаш. одежду, считаются равными, независимо от их происхождения и должности в мирской жизни. Монахом можно стать по достижении 20-летнего возраста, а членом С. — с 6 лет. Среди членов С. есть мальчики, послушники и монахи. Абсол. большинство мальчиков — из бедных семей, родители отдают их в монастырь в надежде, что они получат хорошее воспитание и научатся читать и писать, но им обычно приходится выполнять черную работу. Послушниками (саманера — сын аскета) становятся юноши в возрасте от 10 до 20 лет. Послушник обязан соблюдать 10 предписаний-запретов: 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять спиртного, 6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерии и косметики, 9) не пользоваться высокими и роскошными сиденьями, 10) не брать золота и серебра, изучать дхарму и Виная-питаку и готовиться к высшему посвящению (упасампада). По достижении 20-летнего возраста саманера посвящается в монахи, т. е. становится полноправным членом С. Обряд посвящения несложен, вступающий в С. трижды произносит несколько общеизвестных формул типа "я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в дхарме, я ищу убежища в С.", а также отвечает на вопросы: не болен ли он проказой, чесоткой, не имеет ли фурункулов, астмы, не страдает ли эпилепсией, является ли он человеком, мужчиной, свободен ли, не имеет ли долгов, освобожден ли от военной службы, имеет ли согласие родителей, исполнилось ли ему 20 лет, есть ли у него котелок для подаяний и комплект монаш. одеянии, как его имя и, наконец, как имя его наставника. Посвященный в монахи обязан соблюдать 227 правил, изложенных в Пратимокше, а наиб. благочестивые монахи соблюдают и множество других правил, зафиксированных в текстах Виная-питаки. Правила Виная-питаки строже всего соблюдаются в Таиланде, где Виная-питака считается важнейшей частью Типитаки, в то время как в Шри-Ланке предпочтение отдается Сутта-питаке, а в Бирме — Абхадхарма-питаке. Для облегчения запоминания правила поведения монаха разбиты на 7 классов, или групп. Первая группа — это наиболее тяжелые проступки (их 4), за к-рые монах должен быть немедленно изгнан из С.: любое занятие сексом, воровство, обдуманное убийство человека, ложное утверждение монаха о том, что он наделен сверхъестеств. способностями. Вторая группа — это 13 тяжелых проступков, за к-рые провинившийся должен нести покаяние перед общиной, в их числе — соприкосновение с женщиной в сладострастных целях; оскорбление женщины непристойными словами, разговор с женщиной на сексуальные темы, сводничество. Третья группа — серьезные проступки, связанные с имуществом (их 32). Четвертая группа — проступки, требующие искупления (их 92). Пятая группа — проступки, требующие покаяния (не характерные для нынешнего времени). Шестая группа — проступки во время обучения, ведущие к ложным делам (их 75). Седьмая группа — проступки, связанные с ложью. Несмотря на то что 227 правил Пратимокши обязательны для любого монаха, практика и образ жизни будд. общин и монахов-отшельников многообразны. Но и эти различия обязательно аргументируются ссылками на жизнь Будды и его учеников. Поэтому исследователь буддизма находится в сложном положении: бирм. монахи уверяют, что истинный буддизм только в Бирме, тайские монахи — в Таиланде, сингал. — в Шри-Ланке, городские монахи ставят на первое место знание канонич. текстов, сельские — практику, странствующие монахи — миссион. деятельность и т. д. И каждый собеседник приводит примеры из жизни Будды или его ближ. учеников. Распорядок дня будд. общины обусловлен правилами Виная-питаки: подъем с восходом Солнца, отход ко сну с наступлением темноты. Принимать еду можно только в пер. пол. дня; обычно монахи едят дважды: ранним утром и с 11 до 12 часов дня. Все свободное время монахи должны учиться, читать свящ. тексты, заниматься медитацией. Помимо этого монахи принимают участие в многочисл. церемониях, беседуют с верующими, в нек-рых монастырях выполняют хоз. работы. Монахи, желающие сделать карьеру в духовной иерархии, изучают санскрит и пали и запоминают дословно свящ. тексты. Монах старается . запомнить как можно больше текстов, т. к. степень его знания и компетентность в учении Будды определяются суммой выученных текстов и комментариев к ним. Прилежный монах после 10 лет пребывания в С. и приобретения определенной суммы знаний получает соответствующую степень, которая в разных странах будд. мира имеет разные названия. Еще через 10 лет обучения им присваивается следующая степень. Многие авторитетные (см. Авторитет теологический в буддизме) монахи осуждают участие членов С. в соц. и полит. жизни об-ва, считая, что осн. долг монаха — это религ. практика. Такое осуждение основано на букве учения. Неоднократно вносились предложения о необходимости нек-рых изменений наиболее архаич. установок Виная-питаки, с тем чтобы несколько модернизировать С. Но все эти поправки отвергаются ссылками на высказывания Будды, из к-рых явствует, что любое изменение в правилах Виная-питаки может быть принято лишь на собрании всех будд. монахов мира. В. И. Корнев

САНСАРА (санскр., дословно "блуждание", "переход через разл. состояния", "круговорот") — в этико-религ. воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также — населенных живыми существами миров, в к-рых происходит этот переход. Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существования занимает цент. место в ряде этико-религ. систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). Характерен образ переправы через океан С. как метафор. описание мирской суеты, спасения. В натурфилос. аспекте идея С. связана с представлением о периодич. возникновении и уничтожении миров. В будд. религ.-мифологич. представлениях С. означает бытие, к-рое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. С. противопоставляется нирване. Мифологич. аспект понятия С. таков: в безначально существующей С. есть 6 видов существ — боги, асуры, люди, животные, прета и обитатели ада. Хотя способ существования в этих 6 воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относит. благоприятными, последние три — неблагоприятными), суть их всех одинакова — страдание. Вся С. представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (карма): напр., тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, в следующем рождении — в обитателя ада, затем стать прета, животным, асурой и т. д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы С. и не имеет с ней причинно-следств. связи. Тем не менее мифологич. представления буддистов допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в С.: так, дхьяни-будды эманируются в С. в виде бодхисаттв и земных будд, особо выдающиеся личности могут в исключит. случаях иметь контакты даже с Адибуддой. Л. Э. Мялль

САРНАТХ — место, где Будда произнес первую проповедь; находится недалеко от Бенареса. В палийском каноне фигурирует как "Олений парк у Исипатаны". Сейчас там — будд. монастырь и храм, курируемые об-вом "Маха Бодхи". Одно из 4 святых мест буддизма. Н. А. Канаева

САТОРИ (яп.), (кит.-у) — "пробуждение", озарение, просветление; в дзэнской традиции цент. и наивысшая цель религ. практики. Поскольку все люди изначально обладают "природой будды", задача адепта состоит в ее реализации. После этого ему раскрывается сокровенный смысл бытия в его принципиальной "недвойственности" (фуни), когда субъект и объект, "я" и внеш. мир представляют собой нерасчленимое единство. С. должно наступать внезапно, как вспышка молнии. Хотя С. осознается на уровне конкрет. индивид, опыта, к-рый не может быть адекватно выражен в словах, тем не менее в дзэнской традиции, как правило, требовалось получение офиц. печати-подтверждения (инка) со стороны наставника. Дзэн различает "малое сатори", т. е. неполное и неокончат., когда истинное понимание природы вещей только приоткрывается на короткий момент, и "большое сатори", ведущее к духов. преображению. Л. М. Кабанов

СВАСТИКА (санскр. — от "су" — прекрасный и "асти" — быть) — др.-инд. знак благоденствия, процветания. С. представляет собой крест с загнутыми ветвями, направленными по или против часовой стрелки. Встречается повсеместно в орнаментике народов Европы и Азии как знак солнца, жизни, света. В др.-инд. философии С. — символ вечного круговращения Вселенной. В буддизме — символ закона Будды, к-рому подвластно все сущее. С. часто изображается на груди будд и бодхисаттв, вписывается в отпечаток стопы Будды, выступает в сочетании со мн. др. будд. символами, изображается на воротах храмов, на тканях, в к-рые заворачивают свящ. тексты, на погребальных покровах, на предметах бытового назначения. Н. Л. Жуконская
В буддизме принята свастика, вращающаяся по часовой стрелке. В религии Бон, наоборот. У славян свастика также известна и почитаема. Ее называют Солнцеворот.

СЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ (они же — семь жертв, семь атрибутов монарха) — в будд. мифологии — то, от чего отказался Сиддхартха Гаутама, став Буддой. В их число входят: "колесо закона" с 1000 спицами, символ симметрии и совершенства; исполняющий все желания драгоц. камень чандмань; верная и преданная жена, заботящаяся о своем муже-господине: умный министр, от к-рого зависит порядок в гос-ве; белый слон, символ суверенитета правителя на Востоке: конь, символ солнечной колесницы; генерал, победивший всех врагов. С.д. часто изображаются на разл. культовых предметах: на метал. блюде в виде мандала, на подножии трона Будды и т. д. Известны и др. менее популярные наборы из 7 предметов: "семь личных драгоценностей", "семь символов правителя", "семь вызывающих всемирный восторг драгоценностей". Н. Л. Жуковская

СИДДХА (санскр., дословно "совершенный") — в инд. традиции (индуистской, джайнской, буддийской) человек, достигший совершенства, владеющий 8 сверхъестеств. свойствами: способность становиться бесконечно малым или большим, очень легким или тяжелым, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли, подчинять себе время, предметы и вещи, уметь подчинять своей воле происходящие в природе и мире события. В число С. включаются реальные и мифологич. персонажи. В тиб. буддизме известны 84 С., их биографии описаны в специальных жизнеописаниях (намтарах) и включены в тибетский канон (см. Ганджур, Данджур), им приписывают способность обучать других тому мастерству, которым они владеют сами. Н. Л. Жуковская

СИДДХАРТХА (санскр.), Сиддхаттха (пали) — личное имя Будды; букв. перевод — "тот, чья цель достигнута". Н. А. Канаева

СМЕРТЬ (санскр., пали марана) — посл. звено в цепи "колеса жизни", когда происходит оставление телесной формы (рупа) и др. оболочек. Для буддистов С. — явление повторяющееся. Н. А. Канаева

СТУПА (санскр., дословно — вершина, верхушка, тиб. чортен, монг. сувраг, яп. сутоба) — в буддизме вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам. Согл. преданию, первые 8 ступ были воздвигнуты после сожжения тела Будды для хранения его пепла, поделенного на 8 частей по числу областей Индии, заявивших свои права на его мощи (С. — реликварии). Позднее стали воздвигать С. в честь к.-л. событий в истории буддизма (С. — мемориалы). В странах сев. буддизма С. — реликварии часто воздвигались на месте сожжения высоких духовных лиц, иногда в них замуровывался не пепел, а само тело умершего, мумифицированное с помощью соли или прожаривания в масле. Такие С. могли находиться как на территории монастырей, так и далеко за их пределами. Оба типа С. — объекты самостоят. культа в буддизме. Архитектурные особенности С. в каждой стране определяются местными традициями, однако в плане она должна быть обязательно круглой или квадратной. В системе будд. символики С. рассматривается как вертикальная модель Вселенной. Н. Л. Жуковская


СУТРА (санскр.), сутта (пали) — букв., нить, на к-рую нанизаны жемчужины, лит. жанр, к к-рому относятся произведения, состоящие из отд. афоризмов. Н. А. Канаева

<<<Р
содержание
Т>>>

 




blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Ножницы
Ножницы

Монастырь Чиу (Chiu) на озере Манасаровар
Монастырь Чиу (Chiu) на озере Манасаровар

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12