Словарь буддизма - П

ПадмасамбхаваПАДМАСАМБХАВА (санскр.), Падмачжунба (тиб.). Гуру Падма, Гуру римпочхе — персонаж в будд. мифологии Тибета. Его прообразом был, видимо, проповедник из страны Уддияна, приглашенный тиб. царем Тисрондецаном (755-791) для помощи философу Шантаракшите в пропаганде буддизма в Тибете. Согласно преданию, П. магией и чарами обращал в буддизм языческих богов Тибета. Его считают основателем древнейшей будд. школы Тибета — ньингмапа и монастыря Самье. С его именем связывается также проникновение в Тибет ваджраяны, введение мистерии цам (чам), создание комментария на текст "Бардо тодол" ("Книга мертвых"). П. посвящается цам, исполняемый в 10-й день 5-го месяца или в 10-й день 10-го месяца. Е. Д. Огнева

ПАНЧХЕН-ЛАМА, Панчен-лама, (санскр.-тиб., букв., "Учитель — великое знание"), или Панчхен-римпочхе ("Драгоценное великое знание") — согл. тиб. будд. традиции, титул наставников Далай-ламы, считающихся воплощением будды Амитабхи. Формирование ин-та П.-л. связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570-1663), настоятеля монастыря Ташилхунпо, духовника Далай-ламы IV и Далай-ламы V. Мотивация отношения учитель — ученик обосновывается будд. доктриной: Панчхен-лама является наставником Далай-ламы, потому что он — воплощение будды Амитабхи, чьим духовным сыном является бодхисаттва Авалокитешвара, к-рый воплощается в Далай-ламе. Местопребывание П.-л. - монастырь Ташилхунпо. Панчхен-лама III был талантливым дипломатом, политиком, писателем, автором эсхатологического трактата о войне страны Шамбала; Панчхен-лама IV, Данби-ньма (1781-1854) известен как кодификатор тиб. монг. пантеона. С кон. 19 и до сер. 20 в. возрастает соперничество между Далай-ламой и Панчхен-ламой за сферы влияния. Е. Д. Огнева
См также: Монастырь Ташилунпо в Шигатзе

ПАРАМИТА (санскр.; букв. "переправа", "средство спасения") — совершенство. К 6 совершенствам — ступеням, к-рые должен пройти адепт, чтобы достичь состояния бодхисаттвы: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна) и мудрость (праджня) — в нек-рых будд. школах добавляли еще 4: помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна). Н. А. Канаева

ПАТРА (санскр.) — чаша, используемая будд. монахами хинаяны для сбора подаяний; с нею они ежедневно по утрам обходили окрестное население, а потом съедали собранное после полудня в соответствии с правилами жизни общины. С П. в руках обычно изображаются все боги ранга будд, что должно подчеркивать монашеский аскетизм их жизни. Н. Л. Жуковская

ПОСОХ МОНАШЕСКИЙ (санскр. кхакхара, тиб. хар-сил, монг. дулдуй) — одна из обязат. принадлежностей будд. монахов. Согласно легендам, первый П. м. из сандалового дерева принадлежал самому Шакьямуни. Классич. раннебудд. П. м. делался из дерева и увенчивался метал. навершием, на к-рое насаживались 12 метал. колец (по числу 12 нидан — причин, ведущих к бесконечной цепи перерождений), издававших мелодичный звон при ходьбе. Осн. назначение П. м. — предупреждать этим звоном все попадающиеся на пути идущего монаха живые существа (мелких животных, насекомых и т. п.) и тем самым дать им возможность избежать участи быть раздавленными, а монаха избавить от невольного преступления — убийства живого существа, т. е. насильств. прерывания чужой кармы. Н. Л. Жуковская

ПОТАЛА (санскр.) —  1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция Далай-ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары. Строительство началось при царе Сронцзангамбо (Красный дворец, 7 в.), окончательно завершилось при Далай-ламе V (Белый дворец, вт. пол. 17 в.). В Красном дворце — 8 ступ с прахом Далай-лам (начиная с Далай-ламы V и кончая Далай-ламой XIII). Самой большой является ступа с прахом Далай-ламы V, а наиб. богато украшенной драгоценными камнями — ступа Далай-ламы XIII. Е. Д. Огнева
Подробнее о дворце Потала

ПУДЖА - богослужение или медитация, как правило сопровождаемая пением и подношениями.

ПЯТЬ ПРАВИЛЬНЫХ ДЕЯНИЙ — пять видов религ. практики, необходимых для перерождения в "чистой земле" будды Амиды (см. Сукхавати, Амитабха), сформулированных кит. будд. монахом Шаньдао: 1 ) чтение и декламация 3 главных амидаистских сутр; 2) медитация, объектом к-рой является "чистая земля"; 3) моления будде Амиде; 4) произнесение имени будды Амиды; 5) восхваление добродетелей и могущества будды Амиды, а также совершение ему подношений. Произнесение имени будды Амиды считалось основным деянием. А. Н. Игнатович

<<<О
содержание
Р>>>

blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Мишка
Мишка

Зеркало Кайласа
Зеркало Кайласа

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12