Словарь буддизма - М

Будда МайтреяМАЙТРЕЯ (санскр.; кит. Милэ фо, яп. Мироку, монг., бур. Майдар) — персонаж будд. мифологии, выступающий одноврем, и как бодхисаттва, и как будда. Как бодхисаттва М. популярен во всех осн. направлениях буддизма. Как будда Грядущего мирового периода, который наступит после окончания периода Шакьямуни, М., согласно буддистским легендам, обитает на небе Тушита и ждет того времени, когда сможет переродиться в мире людей. А оно наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84 000 лет и будет править миром один справедливый правитель буддист. Культ М. особенно популярен в Цент. Азии, именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи. В отличие от прочих будд М. обычно изображают сидящим на троне со спущенными вниз ногами. Его характерные атрибуты: золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия и колесо дхармы. Н. Л. Жуковская

МАЙЯ (санскр.) — иллюзия, обман: в инд. мифологии — способность сверхъестеств. существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика; в ряде филос. систем, возникших в рамках инд. традиции (вишнуизме, буддизме), — иллюзорность бытия как одно из ключевых понятий, с помощью к-рого осмысливается Вселенная. Н. Л. Жуковская

МАНДАЛА (санскр.) — сложное сакральное явление в буддизме, имеющее несколько уровней значения. В др.-инд. лит-ре М. означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, об-во, собрание, вид змеи, одна из частей Ригведы и т. д. Все эти слова в санскрите, кроме вида змеи, являются существительными мужского рода. В будд. традиции термин М. приобрел дополнит. ряд значений: 1) магич. диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филос. концепция будд. Вселенной, или "карта" космоса; 3) иерархич. лестница, на к-рой размещен пантеон богов; 4) в культовой практике — блюдо для сбора жертвоприношений. М. как магич. диаграмма и как "карта" космоса представляет собой круг, вписанный в квадрат, к-рый в свою очередь опять-таки вписан в круг. Внешний круг — Вселенная, внутр. круг — средоточие бога или любого другого сакрального объекта (чаще всего это символ, заменяющий божество в ритуале). Квадрат ориентирован по сторонам света и имеет с каждой стороны Т-образные выходы, т. н. ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на 4 части. Пятую часть образует центр. Каждая из них имеет свою окраску: синюю, красную, белую, желтую, зеленую. Каждый цвет ассоциируется с одной из сторон света, с одним из будд созерцания (см. Дхьяни-будда, Панча-татхагата), с одним из органов чувств, с одной из мудр (сакральное положение рук), с одной из мантр (сакральная формула вызывания божества). Адепт в процессе созерцания должен по очереди воспроизвести в себе все, что изображено на М., слить себя с божеством, изображенным в центре, после чего для верующего наступает высшая стадия созерцания — слияние с космич. абсолютом. М. часто изображают на полу и на потолке храма. Они могут быть плоскостными и рельефными, их рисуют на ткани и на песке, делают из металла, камня, дерева, а в Тибете даже вырезают из масла, окрасив последнее в соответствующие ритуальные цвета. М. в виде металлич. блюда, на к-рое посетители храма кладут свои подношения (деньги, спички, конфеты), так же имеет соответствующие сакральные признаки: в центре изображается божество или его заменитель, в качестве к-рого могут выступать ваджра, мифич. гора Меру как центр будд. космологии, дворец "идеального монарха" чакравартина. Все это перемежается разл. будд. символами: цветами лотоса, вазой с напитком бессмертия, колесом с 8-ю спицами (символ восьмеричного пути, предложенного человечеству Буддой), раковиной, закрученной спиралью вправо, и т. д. Как модель Вселенной М. имеет аналогии с др. культовыми сооружениями и предметами человеч. истории — зиккуратами Древнего Вавилона, мегалитич. сооружениями типа Стоунхенджа, шаманскими бубнами народов Сибири. Подобная геометрич. схема лежит в основе храмового зодчества не только в буддизме, но также в христ-ве и в исламе. Н. Л. Жуковская
Мандалы

МАНДЖУШРИ (санскр.) — в будд. мифологии махаяны и ваджраяны бодхисаттва, олицетворяющий мудрость. Наряду с Авалокитешварой и Ваджрапани входит в число трех осн. бодхисаттв. Образ М. сложился в посл. века до н. э. Обычно его изображают в красной одежде принца с пылающим мечом в поднятой правой руке, с сутрой Праджняпарамита в левой. Культ М. особо развит в Китае, Тибете, Монголии, Бурятии. В ламаизме школы гелугпа его земным воплощением считается основатель школы Цзонхава. Н. Л. Жуковская

МАНИ (санскр., тиб., монг.) — камни с написанной или выгравированной на них мантрой ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ, стоящие в торах, на перевалах, недалеко от монастырей, населенных пунктов, в местах будд. паломничеств и т. д. Назначение М. разное: от мемориала в честь к.-л. события до маркёра сакрального пространства, принадлежащего тому или иному монастырю. Н. Л. Жуковская

МАНТРА (санскр., дословно "стих", "заклинание", "волшебство") — магич. формула призывания и заклинания богов в др.-инд. традиции, в т. ч. в индуизме и буддизме. Особую силу и значимость приписывает М. ваджраяна в Тибете и школа Сингон-сю в Японии. Каждому божеству адресована своя, неповторяющаяся, состоящая из особого набора звуков М. Вера в силу М. основана на вере в древнюю магич. силу звука. Самая известная во всех странах М., превратившаяся по сути дела для громадного большинства рядовых буддистов в повседневную молитву — ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ. Н. Л. Жуковская

МАРПА (1012-1096), Марпа из Лхобрага, Двагпо Лхачже (лекарь из Двагпо) — гл. фигура во "второй волне" распространения буддизма в Тибете (11- 12 вв.); трижды совершал паломничество в Индию, ученик Наропы. С его именем связывается создание школы кагьюдпа и введение разновидности мистич. песен на основе инд. тантрич. традиции. Его ученик — Миларепа. Житие М. — это образ жизни йогина-домохозяина, к-рый совместил монашеские занятия со светской деятельностью; трагич. образ отца, у к-рого на глазах погиб сын, и учителя, проповедовавшего учение верным ученикам. Е. Д. Огнева

МЕДИТАЦИЯ (санскр. дхьяна) — внутр. сосредоточение сознания на опред. идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответств. объекта и ведущее к успокоению, внутр. гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. Прорыв на уровень абсол. понимания именуется в инд. практике самадхи, в яп. — сатори и по сути близок к приближению к нирване. Согласно учению тхеравады, с помощью М. как бы просматриваются психологич. состояния любых существ, действий, явлений, психич. и моральные факторы, описанные в канонич. текстах, к-рые являются по существу компедиумом поступков людей и их мотиваций. Видение может быть истинным или ложным. Если увиденное медитатором соответствует содержанию канонич. текстов, то видение истинное, если нет, то ложное, порожденное невежеством, заблуждениями медитатора. Поэтому авторы абхидхармич. трактатов, к-рые создаются в процессе М., обязательно строго логически увязывают увиденные картины и образы с высказываниями Будды или его учеников. Осн. цель М. — освоить увиденное или воображаемое настолько, чтобы стать целителем, т. е. человеком, способным безошибочно установить диагноз любой болезни, ее причины и способы лечения, — в этом же суть просветления, достигаемого с помощью М. М. служит достижению 1) практич, цели (хиляр), 2) исчерпывающего познания (праджня), 3) конечной цели — просветления (бодхи) и нирваны. Считается, что в процессе М. развиваются 5 достоинств: вера в истинность учения Будды (саддха); энергия, вызванная решимостью следовать учению Будды (вирия): стремление быть истинным во всем (сати): желание предаваться созерцанию и размышлениям (самадхи и випассана), мудрость (праджня). В. И. Корнев

МЕДИЦИНА ТИБЕТСКАЯ — явление в истории науч. мысли Тибета, тесным образом связанное со всем комплексом знаний, включаемых в систему 10 наук и разработанных собственно тиб. ориг. культурой. Теоретич. база М. т. восходит к текстам тантры и абхидхармы. Ее основу составляет учение о трех ньепа, или "виновниках", — лунг (ветер), три (желчь), бадкан ("слизь"). Эти три виновника функционируют по законам ца, или "пульсации". Тиб. медики определяют жизнь как "пульсацию", а здоровье и болезни, по их мнению, зависят от "пульсирующих" сущностей — "ветра", "желчи", "слизи". Формирование теоретич. основ М. т. относится к периоду распространения буддизма на территории Тибета (5 в.) и связывается преимуществ, с переводами с санскрита и, видимо, с кит. Осн. Текст — "Чжудши" ("Четыре основы") строится на соч. инд. авторов Вабхати-младшего и Чандрананды, а в плане теоретич. осмысления восходит (как и др. тиб. медицинские сочинения) к текстам тантры и абхидхармы. Его части: "Ца-чжуд" ("Дефиниция, или определение медицины"), "Шед-чжуд" ("Теоретическая медицина"), "Маннаг-чжуд" ("Клиническая медицина"), "Чи-чжуд" ("Фармацея", или, точнее, "Инструментарий медицины"). Их совокупность составляет предмет М. т. Дальн. ее развитие связано с семьей знаменитых тиб. медиков, в частн., с именем Ютогба Йондан-гомбо младшего (1112-1209). Он является автором "Восемнадцатичленного" комментария на "Чжудши". В своем трактате он самостоят. разрабатывает диагностику болезней, описывая пульсацию по 11 пунктам, разрабатывает учение о применении ртути как лечебного препарата и ее обезвреживании. Огромный вклад в развитие М. т. внес Десрид Санчжай Джамцхо (1653-1705), регент Тибета и ученый-энциклопедист. Он является автором труда "Лхантхаб" ("Руководства по терапии") как дополнения к 3-й части "Чжудши" и "Вайдурья-онбо" (комментария к "Чжудши"). К числу уникальных памятников науки и культуры Тибета и стран Цент. Азии относится "Атлас иллюстраций трактата "Вайдурья-онбо", более известный как "Атлас тибетской медицины". Этот комплект таблиц на 77 листах иллюстрирует все разделы "Чжудши" и "Вайдурья-онбо". Кармапа Данзанпхунцхог из Дерге в 1723 составляет "Шелтренг" — знаменитый трактат-руководство по фармакогнозии М. т. Учение о лекарствах подразделяется на 4 самостоят. дисциплины: вкус лекарств, их усвоение организмом, их действие, принцип их приготовления. В Европе первые сведения о М. т. появились благодаря венгерскому ученому-тибетологу А. Чома де Керёши. В России ее изучением до революции занимались Позднеев А. М., Бадмаев П. А. и др. Благодаря Бадмаеву в 1875 в Петербурге открываются клиника и амбулатория М. т. Интерес к М. т. практически не угасал. Ее изучением занимались Гаммерман А. Ф., Семичов Б. В., Обермиллер Е. Е. В наст. вр. изучением М. т. и ее лекарственных средств занимаются в Ин-те лекарственных растений (Москва), Санкт-Петербургском химико-фармацевтическом ин-те; с кон. 60-х гг. начато изучение источников М. т. в Бур. филиале Сиботделения РАН. Е. Д. Огнева

МИЛАРЕПА, Миларайба, Мила (1040-1123) — тиб. поэт-мистик, автор сборника "Гурбум" ("Сто тысяч песен"), один из основоположников собственно тиб. будд. поэзии, ученик Марпы. Воспевал созерцательную жизнь отшельника и прославлял очищающую близость к природе; практиковал технику туммо. С его именем в традиции тиб. буддизма связывается создание образа идеальных отношений учитель — ученик, объединение в одной личности образов отшельника, монаха и светского человека. В монастыре Лавран в 14-й день 7-го месяца разыгрывалось театральное действо "Онбо Дордже" ("Охотник Дордже"), посвященное М.; подобные спектакли известны и в монастырях Монголии. Е. Д. Огнева

МИРЯНИН — в буддизме, как в др. религиях, последователь учения, не являющийся членом монашеской общины. В буддизме имеется ряд общих правил, касающихся отношения М. к религии. Каждый, кто верит в "три сокровища" — Будду, дхарму, сангху, уже является последователем этой религии. Буддисты-миряне обязаны соблюдать 5 повседневных заповедей: не убивать, не воровать, не лгать, не прелюбодействовать, не пить спиртных напитков. При соблюдении этих заповедей верующие считаются достойными слышать слово Будды, пользоваться его благословением, понимать суть учения. Они в этом случае освобождаются от эгоистич. желаний, от грязных мыслей, от страха перед судьбой. Верующий должен думать о том, как он служит родителям, как живет с женой и детьми, как общается с друзьями и незнакомыми лицами, как контролирует свои мысли, как служит Будде. В разл. канонич. текстах имеется множество подобных наставлений. В. И. Корнев


МОКША (санскр.) — освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаше употребляется в джайнизме, чем в буддизме. Н. А. Канаева

Ручное молитвенное колесоМОЛИТВЕННЫЕ КОЛЕСА (барабаны, мельницы) - устройства или сооруженя в виде барабана или диска с нанесенной на него мантрой. Человеческая рука, ветер или вода приводят конструкцию в движение, и таким образом считается, что мантра "произносится". На картинке изображено ручное молитвенное колесо.

Благодаря анимации и Интернету, количество произносимых мантр многократно возросло. Мы также вносим свой посильный вклад. :-)

МОНАХ И МИРЯНИН. В буддизме отношения между монахами, старшими по возрасту и младшими, учителем и учеником, настоятелем и рядовыми членами и т. д. ритуализированы, но особенно эта ритуализация подчеркнута в отношениях членов сангхи с мирянами. В обществ. местах монаха традиционно приветствуют поднятием сложенных ладоней к груди или ко лбу. Те же, кто желает получить от монаха наставления, нередко простираются перед ним, т. е. касаются земли "пятью точками": коленями, локтями и лбом. Монах не должен ничего просить и благодарить, когда ему дают пищу или подарки. Наоборот, мирянин, вручая что-нибудь монаху, благодарит последнего за то, что монах позволил мирянину совершить доброе дело и тем самым получить религ. заслугу. Если монаха приглашают в дом, то он должен сидеть на самом почетном месте (но не в роскош. кресле) и несколько выше, чем остальные; если он остается в доме на ночь, то он должен спать в отдельной комнате и через комнату от женщины. Для монаха неприличен любой контакт с женщиной, ему нельзя касаться животных женского пола, кукол, женских вещей и т. д. Монаха не следует спрашивать, что он любит из еды и что ему приготовить, ибо он должен есть все, что ему дадут, за исключением мяса собаки, змеи, тигра, медведя, гиены, человека. Монах не должен хвалить еду, т. к., согласно Винае, еда — это лишь жизненная необходимость, а ее вкусовые качества не играют роли для монаха. Вместе с тем хорошая и разнообразная еда рассматривается как знак уважения к сангхе и религии. По традиции монах должен питаться на подаяния верующих. В наст. вр. лишь немногие монахи придерживаются этой традиции, чаще всего верующие приносят еду в монастырь, договорившись об очередности этих подношений. Характерно, что гл. ответственность за соблюдение этих ритуальных отношений лежит на мирянине, к-рый не должен ставить монаха в неудобное положение, напр. приглашая его на свадьбу, застолье, в совместную поездку, просто в гости и т. д. Именно мирянин должен знать, что запрещено монаху правилами Винаи, ибо незнание осн. правил Винаи — это неуважение к сангхе в целом. Монаха нельзя приглашать в кино, театр, на стадион, на ярмарку, базар, в ночной клуб, на военные парады, смотреть спортивные или азартные игры и т. д. Если монаха приглашают в др. город, то приглашающий должен купить ему билет на транспорт, сопровождать или встретить его. Во время поездки в обществ. транспорте монах находится в затруднит. положении, т. к. он не может стоять или сидеть рядом с женщиной, при нем неприлично вести фривольные разговоры или нецензурно выражаться и т. д., то есть миряне обязаны контролировать свое поведение в присутствии монаха. Правила поведения мирян в отношении монаха объясняются в семье, в школе, а гл. - об этом рассказывается в сутрах, к-рые читаются верующим в монастырях и храмах. Напр., в разговоре с монахом следует избегать многих тем, к-рые Будда считал бесполезными. Они перечисляются в одном из текстов Аннутара-никаи: "разговор о королях и разбойниках, министрах и армии, опасностях и войне, еде и питье, одежде и жилье, украшениях и благовониях, родственниках, экипажах, деревнях и базарах, городах и районах, женщинах и героях, уличные сплетни, разговоры о днях минувших, праздная болтовня, разговоры о мире и морях, о приобретениях и потерях". С монахом можно говорить только об учении Будды и спрашивать его советов о методах реализации учения в жизни. В. И. Корнев

МУДРА (санскр., букв. печать, знак, символ, примета) — 1. Название определенного положения рук, ладоней, пальцев, к-рое символизирует к.-л. идею в ходе ритуала; реже — название специфич. позы тела. Слово М., как правило, является вторым компонентом общего названия символич. жеста, напр. Дана-М. — "символ даяния", абхайя-М. — "символ неустрашимости". М. является обязат. третьим компонентом ритуала, символизируя "действие телом" (наряду с "действием речью" — произнесением мантр, и "действием мыслью" — дхьяна, самадхи). М. широко представлены в будд. иконографии, скульптуре и ритуальных танцах. 2. Маха-М. — название одной из систем практик в ваджраяне, преимущественно в школе кагьюдпа. 3. Маха-М. - синоним названия конечной цели будд. пути — полного освобождения и всеведения; в этом значении термин имеет множество истолкований в разл. будд. текстах. 4. Чатвари-М. (санскр. — "четыре М."): 1) маха-М. — символ полной подготовленности, "очищенности" тела; 2) дхарма-М. — символ очищенности речи: 3) самайя-М. — символ очищенности ума, когда достигнуто равное сочетание душевного покоя (самадхи) и раскованности (випассана) и 4) карма-М. — символ совершенного овладения 4 типами творч. активности йогина — "успокоение", "раскрытие", "могущество", "высшее деяние". Есть и другие интерпретации термина "четыре мудры". 5. Шад-М. (санскр. - "шесть М."): диадема, браслеты, серьги, пояс, чакра (колесо) и пепел (пудра) — шесть украшений божеств в ваджраяне, к-рые символизируют полную реализацию шести парамит. А. А. Терентьев

<<<Л
содержание
Н>>>

Доктор Гайсхаузер - президент европейской школы хирургии молочных желез www.drgeishauser.ru
blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Дворец Потала (Potala)
Дворец Потала (Potala)

Кайлас (Кайлаш, Kailash)
Кайлас (Кайлаш, Kailash)

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12