Словарь буддизма - Л

ЛАМА (тиб., дословно "высший") — учитель-наставник в ламаизме (тиб., монг., бур., калм.,тув.). 1) Л. — собирательный термин, охватывающий разные категории ламства, от низших его званий, прошедших первые ступени монашеского обучения и посвящения (гецул, гэлюнг) до столь высоких его представителей, как Далай-лама, Панчен-лама, Богдо-гэгэн и др. 2) Л. — титул главы духовного управления и монаш. общины в калм. ламаизме. Н. Л. Жуковская

ЛАМАИЗМ — региональная форма сев. буддизма, основанная на сочетании черт махаянм и ваджраяны. Формирование Л. началось с 7 в. — времени проникновения буддизма в Тибет. Между учеными разных стран не существует четкой договоренности, что следует понимать под Л.: тиб., монг., а также бур., тув., калм. буддизм в целом со всеми его школами, возникавшими с 8 в. и в осн. сохранившимися до наших дней, или только школу гелугпа (она же "закон добродетели", желтошапочный Л.), основанную тибетцем Цзонхавой на рубеже 14-15 вв. Не бесспорен и термин Л. Его последователи свою религию так не называют. В Тибете учение Будды вообще называется "путь" или "закон", но каждая секта обозначает себя по-своему: кадампа, кагьюдпа, сакьяпа, ньингмапа, гелугпа. И тем не менее европ. наука полтора века назад стала использовать термин "Л.", восходящий к тиб. "лама" (в переводе дословно — "высший") — учитель-наставник в глубочайшем смысле этого слова, применявший его к тиб.-монг. разновидности буддизма в целом С 60-х гг. 20 в. европ. наука отказалась от термина Л. вообще. Причина в следующем: начиная с 1959 притеснения и репрессии, против монастырей и монахов в Тибете кит. власти мотивировали тем, что тиб. Л. — не настоящий буддизм, а его извращенная деградировавшая форма, а потому не может претендовать на защиту и сохранность как явление культуры. В связи с этим Далай-лама XIV предложил своим последователям и ученым-буддологам отказаться от понятия Л. и отныне говорить отдельно о тиб., монг, бур., калм., тув. нац. разновидностях буддизма. В Л., как и прочих формах буддизма, представлены его осн. концепции: сансара и нирвана (их противостояние и тождество), жизнь как форма страдания, путь к спасению и просветление, калачакра, бхавачакра (см. "Колесо жизни"), мандала, психотренинг по системе йога, практика медитации, передача эзотерич. знаний непосредственно от учителя к ученику путем личного контакта и многое другое. Однако при этом кое-что в них акцентируется особо. Свят. тексты Л. — Ганджур и Данджур. Однако не все они равнозначны для последователей Л. Особый упор в Л. делается на тексты тантры — их 2606. Путь к просветлению, предлагаемый тантрой, в Л. считается наиболее перспективным. филос. идеи тантры в Л. недейственны без тантрич. практики — эзотерич. психотренинга, основанного на системе древнеинд. йоги, сочетающейся с эротич. и магич. практикой. В выборе правильного пути может помочь только наставник, к-рый, изучив психофизиологич. структуру своего ученика и подвергнув его ряду испытаний, укажет, каким видом практики ему заняться. Тантрич. эзотерич. техника и практика передавались в основном в устной форме от учителя к ученику. Носители ее прекрасно понимали, что неправильное применение и толкование эротич. практики может привести к компрометации учения. Очевидно, подобные случаи имели место в истории Л., ибо не раз в сочинениях апологетов ваджраяны проскальзывают высказывания, что нельзя судить о тантре по ее деградировавшим формам. Тренировка по определенной психологич. и физиологич. программе имела наивысшей конечной целью достижение индивидом просветления, однако побочные эффекты, к-рые давал психотренинг, немаловажны сами по себе с т. зр. понимания сущности и возможностей ламаистской практики. Уже в инд. религ. традиции возникло представление о том, что полное овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого состояния, при к-ром возможно видеть и слышать все, что происходит во Вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху, принимать любые обличья и т. д. В лит-ре разных жанров не раз описывались парапсихологич. способности тантриков: способность передвигаться по воздуху на большие расстояния в состоянии транса, вызывать "внутренний огонь" (см. Туммо), достаточный не только для того, чтобы согреться самому на любом морозе, но и растопить снег и лед вокруг себя, согреть любое другое существо, к-рое окажется в этой зоне, умение отложить собств. смерть на какое-то время до заранее намеченного дня и часа, оживить человека после наступления клинич. смерти и т. д. Во всем этом, кажущемся мистикой и фантастикой, несомненно, имеется и рац. зерно, пока отвергаемое совр. наукой, но возможности человека она еще далеко не постигла. Усиленный акцент в филос. и нравств. учении Л. сделан на "колесо жизни" (бхавачакра), в практике медитации — на роль мандала, в мифологии — на образ страны всеобщего благоденствия и счастья Шамбалы. Именно в Л. родился отсутствующий в иных формах буддизма ин-т "живых богов" — концепция перерождения и воплощения богов пантеона в тела реальных земных людей (см. Тулку, Хубилган, Гэгэн, Хутухта). Однако подлинную специфику национальным вариантам Л. в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве обеспечил его контакт с добудд. культовой практикой народов, проживающих на этих территориях. Она представляла собой в осн. культы природы и предков, шаманизм, религию бон (у тибетцев). Следствием этого явилось формирование синкретич. культовой практики, в к-рой будд. филос. идеи на высоком уровне не мешали и не противоречили многовековой народной религии, ее отдельные аспекты прошли легкую адаптацию буддизмом на низшем уровне. Будд. пантеон (его национально-локальные варианты) существенно пополнился за счет персонажей народной мифологии тибетцев, монголов и бурят. Практически каждый более или менее крупный шаманский дух или ландшафтное божество добавили к своим мифологич. биографиям очередную страницу, из к-рой явствовало, как, когда и почему они "обратились" в буддизм, кто им в этом помог (чаще всего это встреча с самим Буддой или Далай-ламой) и в чем теперь заключается их будд. функции. Так, Цаган эбуген — Белый старик, божество общемонг. пантеона, покровитель долголетия, богатства, плодородия "встретил" на прогулке Будду с учениками. Будда, увидев белобородого благообразного старца в окружении животных, побеседовал с ним, убедился в его мудрости, зачислил его в "святые" и теперь Цаган эбуген имеет свою икону, выполненную в стиле традиц. будд. изображений персонажей такого ранга. Один из самых грозных шаманских духов Сев. Монголии Даян Дерхе, известный как патрон шаманских инициаций, согласно ламаистской версии его биографии, был укрощен будд. святым и отправлен им "на службу" в Монголию, где превзошел самого Далай-ламу в искусстве отнимать у смерти ее жертвы. В этом своем качестве он изображается в виде всадника на сером коне в одежде священнослужителя и с типично ламаистскими атрибутами в руках. Ламаизировались не только мифологич., но и реальные историч. лица. "Золотой род" монг. каганов, правителей страны, был возведен к мифич. царю Индии Маха Самади, потомком к-рого был объявлен Чингисхан. Что касается повседневной обрядовой практики Л, то провести грань между нею и шаманством порою невозможно. В ряде случаев фигура ламы подменила собой шамана, а сам обряд остался неизменным. Л. сегодня продолжает оставаться религией части тибетцев, монголов, бурит, калмыков, тувинцев. О состоянии Л. в Тибете имеются лишь отрывочные сведения. С 1959 живет в эмиграции Далай-лама XIV. Его нынешняя резиденция — город Дхармасала в Сев. Индии. Вместе с ним проживают там неск. десятков тысяч тибетцев, сохранивших, насколько это возможно в условиях другой страны, свою религию и культуру. Тибетцы, живущие компактными группами в Европе и США, также сохраняют свое вероисповедание, создавая культовые центры при эмигрантских общинах. Н. Л. Жуковская

ЛИНГА, лингам (санскр., букв. "знак", "метка") — символ, признак мужского пола. В монг. и бур. ламаизме — изготовленная из теста или нарисованная на бумаге фигурка обнаженного человека, выступающая как символ врага веры и олицетворение человеч. грехов. Во время одноимен. хурала эта фигурка рубится на части, выбрасывается за пределы храма или сжигается. В магич. церемониях частного порядка Л. означает изображение совершенно конкретного врага, к к-рому прилагаются обрывки его одежды, отрезанные ногти и волосы с целью наиболее эффективного причинения ему вреда. Н. Л. Жуковская


ЛОТОСОВАЯ СУТРА (санскр. Саддхармапундарика-сутра — букв. "Сутра Лотоса благого Закона") — одна из наиб. известных и популярных сутр махаяны. Написана ок. 125, автор неизвестен. Провозглашалась окончательным и полным изложением учения Будды. Заняла цент. место во многих махаянских школах, гл. обр. Китая и Японии: в Индии почиталась в школе "идентичности различных путей к спасению" (экаяна), или саддхармапундарика; в Китае — в школе Тяньтай-цзун; в Японии — Тэндай-сю, Нитирэн-сю и дзэн. Впервые переведена на кит. язык с санскр. в 5 в. Кумарадживой. Гл. цель Л. с. — обоснование единства трех названных Буддой путей к спасению: пути ученичества и обретения архатства (шравакаяна), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна) и пути помощи другим в достижении спасения (бодхисаттваяна). Все три провозглашались, в сущности, одним путем просветления (буддхаяна), так как оно является их общей целью. Будда представлен в сутре трансцендентным вечным существом, окруженным множеством мудрецов (архатов), богов, бодхисаттв и др. фигур; здесь упоминается одно из "тел Будды" —  "непроявленное тело закона" (дхармакая). Сказано, что религ. заслуги приобретаются проповедующими, повторяющими и слушающими Лотосовую сутру, к-рая есть не просто изложение истины, но гл. объект поклонения. Кит. и ян. версии отличаются от санскр. текста. В них, в частности, содержится концепция 5 периодов в истории будд. учения, доктрина "троякой истины" Нагарджуны и развитая космология, отсутствующие в оригинале. Н. А. Канаева

ЛХАСА (тиб., букв. "обитель богов", более древнее название — Раса) — столица Тибета, гл. историко-культурный и религ. центр сев. буддизма, место пребывания (до 1959) Далай-ламы. "Обителью богов" город назван потому, что две статуи Будды Шакьямуни были привезены царю Сронцзангамбо в качестве приданого его женами. Эти статуи, изображения царя и его жен, дворец Потала являются на протяжении мн. столетий святынями ламаистов. Покровительница и защитница города — богиня Лхамо (Шри-деви). В ритуал посещения Л. входил обход города по внешнему кругу (Лингкхор) и по внутреннему кругу (Баркхор). С 1979 Л. открыта для посещений туристов. В 1986 ее посетило 28000 иностранцев. Е. Д. Огнева
Подробнее о Лхасе
Карты Лхасы

<<<К
содержание
M>>>

blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Вокруг дворца Потала (Potala)
Вокруг дворца Потала (Potala)

Потолок в ступе на дороге Сага (Saga) – Парьянг (Paryang)
Потолок в ступе на дороге Сага (Saga) – Парьянг (Paryang)

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12