Словарь буддизма - Я

ЯБ-ЮМ (тиб. — "отец-мать") — образ сливающихся в объятии мужчины и женщины, широко представленный в иконографии ваджраяны и указывающий на единение в религ. практике "метода" (отец) и "мудрости" (мать). Под методом обычно имеется в виду великое сострадание ко всем живым существам, реализуемое как первые 5 из "шести парамит", а под мудростью — праджняпарамита, постижение относительности бытия. А. А. Терентьев

ЯМА (санскр.) — в др.-инд. мифологии владыка подземного мира, царства мертвых. Ему, его сестре Ями, брату Ману, их взаимоотношениям с бессмертными богами и смертными людьми посвящено значит. количество мифов в Ведах, пуранах и др. др.-инд. сочинениях. В буддизме Я. — бог смерти. Перед ним должны предстать все умершие, именно он будет решать, заслуживают они рая или ада. В мифологии ваджраяны его часто называют в ряду хранителей учения — дхармапал. Н. Л. Жуковская

ЯМАНТАКА (санскр. — дословно "победитель Ямы", "покончивший с Ямой") — персонаж из разряда идамов в будд. мифологии. Я. впервые упоминается в текстах 3 в. н.э. В мифологии ваджраяны Я. — гневный аспект бодхисаттвы Манджушри, эманация дхьяни-будды Акшобхья. Известны много форм Я.: черная, красная, двурукая, четырехрукая, шестирукая. Наиб. известная форма Я., многократно повторенная в иконографии и скульптуре, — Ваджрабхайрава ("угрожающий ваджрой") темно-синего цвета, с 9 головами, 34 руками, 16 ногами. Н. Л. Жуковская

ЯНА (санскр., пали) — путь, движение, любое средство передвижения, например колесница, судно, паланкин и т.д., в буддизме — средство, метод достижения знания или освобождения от круговорота перерождений (использовались разл. термины для обозначения разных путей спасения: шравака-яна — путь ученичества, пратьекабуддха-яна, или пратьека-яна — путь пратьека-будды, махаяна (см. Махаяна) — большая колесница спасения, хина-яна (см. Хинаяна) — малая колесница спасения, ваджра-яна (см. Ваджраяна) — алмазная колесница, эка-яна — единый путь спасения. Н. А. Канаева

ЯНТРА (санскр., дословно амулет, магический рисунок) — магич. диаграмма, используемая в практике медитации в индуизме и буддизме. Представляет собой схему в виде вписанных в квадрат неск. концентрич. кругов. В центре внутр. круга вписаны один или неск. наложенных друг на друга треугольников: обращенные углом вниз — символ женского начала Вселенной, повернутые углом вверх — мужского. Их переплетение — символ мировой гармонии, космич. порядка. Особую значимость Я. приобрела в буддизме ваджраяны, где она образует основу изображения на мандале. Н. Л. Жуковская

<<<Ю
содержание

 


blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Ножницы
Ножницы

Монастырь Чиу (Chiu) на озере Манасаровар
Монастырь Чиу (Chiu) на озере Манасаровар

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12