Словарь буддизма - Д. 

ДАЛАЙ-ЛАМА  - простое и понятное объяснение здесь.
По научному: (монг., тиб. полностью — вачирдара далай-лама, букв. "держащий ваджру океан-учитель", т. е. учитель, чьи знания бесконечны, как океан) — титул политич. и духовного владыки тиб, народа. Д.-л. защитник и покровитель верующих, земное воплощение Авалокитешвары, будд. персонификации милосердия. Титул Д.-л. по происхождению монг. В 1578 монг. князь Алтан-хан присвоил его Соднам Джамцхо. 3-му наместнику школы гелугпа (1543-1588). Впоследствии титул распространился и на двух предшествующих наместников. Именно монг. вариант титула Д.-л. стал известен во всем мире. В самом же Тибете Д.-л. называют Дже римпочхе (Драгоценный владыка) и Тхамчад кхьенпа (Всеведущий). В истории Тибета известно 14 носителей титула Д.-л., однако верующие принимают их всех за одного, существовавшего последовательно в каждом из 14 тел. После смерти очередного Д.-л. начинались поиски его нового воплощения. Новый Д.-л. избирается после обнаружения и идентификации в качестве воплощения или реинкарнации предыдущего (см. Тулку). Новую реинкарнацию отыскивают по характерным признакам среди мальчиков, родившихся спустя 49 дней, но не более чем через 2 года после смерти предыдущего Д.-л. Образование Д.-л. получал в монастырях школы — гелугпа. Полная интронизация происходила в 16-18 лет. До достижения совершеннолетия нового Д.-л. страной управлял регент. Имена первых Д.-л. следующие: Д.-л. I - Гедундуб (1391-1474), известен как настоятель монастыря Ташилхунпо; Д.-л. II — Гедун Джамцхо (1475-1542), был настоятелем монастыря Дрепунг, Д.-л. III — Соднам Джамцхо (1543-1588), основал монастырь Гумбум; Д.-л. IV — Ендон Джамцхо (1589-1617), правнук Алтан-хана, единственный нетибетец в традиции Д.-л. Е. Д. Огнева
Смотри также:
Простое объяснение
Биография Его Святейшества Далай Ламы XIV Тэнзин Гьяцо.


ДАЛАЙ-ЛАМА V (Агван Лобзанг Джамцхо, или Нгагван Ловсан Джамцхо, 1617-1682) — высший духовный авторитет Тибета; при нем окончат. сложилась теократич. система правления, просуществовавшая до 1959, при к-рой в одних руках сосредоточивалась гражданская и духовная власть; официально был подтвержден кит. императором титул Далай-ламы (1653) и завершилось объединение Тибета. В борьбе за власть над всем Тибетом Д.-л. V использовал сначала помощь племенного союза монг. племен во главе с хошутом Турубайху, а затем переориентировался на помощь кит. династии Цин; практически уничтожил школу чжонангпа, к-рая вместе с др. школами (кармапа) поддерживала светских правителей, стремившихся к созданию независимого тиб. гос-ва и противостоявших новой политич. силе — империи Цин. С именем Д.-л. V связано создание грандиозного ансамбля дворца Потола. Агван Лобзанг Джамцхо был талантливым историком и плодовитым литератором (собрание его сочинений составляет 25 томов), он является создателем новой драматургии мистерий цам (чам). Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VI (Цаньян Джамцхо, 1683-1706) — духовный авторитет Тибета при регенте Десрид Санчже-джамцхо (1653-1705), к-рый 15 лет скрывал смерть Д.-л. V; объявлен кит. императорским двором "фальшивым", поскольку о его воплощении стало известно лишь в 1697. а Д.-л. V скончался в 1682. Д.-л. VI отдавал предпочтение светскому образу жизни и под разными предлогами оттягивал окончат. посвящение и принятие обетов гэлюнга (монаха). После смерти регента был низложен (1706) и умер при невыясненных обстоятельствах по дороге в Пекин или, согл. устной традиции, стал скитальцем. Более всего почитается как автор лирич. стихов, содержание к-рых допускает как светское их восприятие, так и мистическое, религ. толкование. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VII (Калзанг Джамцхо, Галсан-джамцхо, 1708-1757) - духовный авторитет Тибета в смутное время; был обнаружен благодаря указаниям в стихах Д.-л. VI; в кит. традиции дважды (1709, 1719) утверждался в качестве Д.-л. VI. Его влияние на светские дела начинается с 1751. Он - автор 8-томного собрания сочинений, его интересы связаны с изучением тантрической традиции. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА VIII (Джамбал Джамцхо, 1758-1804) — духовный авторитет Тибета, при к-ром с 1793 устанавливается принцип выборности Далай-лам и Панчен-лам, по жребию под контролем амбаней или представителей кит. администрации, завершается строительство Норбулинга — летней резиденции Далай-лам: Тибет становится закрытым для иностранцев. Е. Д. Огнева

ДАЛАЙ-ЛАМА XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876-1933). В возрасте 1 года был найден как перерожденец Далай-ламы XII: в 1894, свергнув правившего вместо него регента, объявил себя политич. и духовным главой Тибета, что вызвало осложнение тиб.-кит. отношений, ибо Тибет считался вассалом правившей Китаем династии Цин. Во время вторжения англичан в Тибет в 1904 Д.-л. ХIII вынужден был бежать в Монголию, где прожил 2 года в монастыре Гандантекчинлинг. В 1910 Д.-л. XIII был смещен со своего поста особым эдиктом кит. императора. После Синьхайской революции в Китае Д.-л. XIII издает в 1913 декларацию, фактически провозгласившую независимость Тибета. В числе своих учителей Д.-л. XIII называл бурята Агвана Доржиева. Находясь в Монголии, Д.-л. XIII познакомился с Ф. И. Щербатским и русским географом и путешественником П. К. Козловым, проявлял интерес к России и перспективам политич. и экономич. контактов с нею, принимал у себя в Лхасе рус. посольство во главе с А. Доржиевым, оказал материальное и моральное содействие строительству Буддийского храма в Петрограде. Е. Д. Огнева


ДАНА (пали, санскр. — даяние; щедрость) — добродетель подаяния милостыни бедными нуждающимся, а также дарения монахам или монашеской общине; одно из трех "добродетельных деяний, приносящих религ. заслугу", к-рые включают также моральное поведение (шила) и медитацию (бхавана); первое из десяти совершенств (парамита). Н. А. Канаева

ДАЦАН (тиб.) — первонач. в ламаизме (тиб., монг., бур., калм.) название ф-та (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бур. ламаизме Д. стал названием самого монастыря. Н. Л. Жуковская

ДЕРЕВО БОДХИ — дерево, под к-рым на Шакьямуни снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Считается, что это реальное дерево, ученые относят его к виду Ficus religiosa. Будд. монастыри стараются раздобыть отростки дерева этого вида, они служат объектами поклонения. Д. б. - один из важнейших будд. символов, атрибут всех будд во всех мирах, считается, что только под ним возможно достижение состояния просветления. Н. Л. Жуковская

ДЕСЯТЬ ДЕЯНИЙ — десять из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы, прохождение к-рых придает альтруистический характер всей последующей деятельности. Д. д. включает в себя: 1) материальную помощь другим людям; 2) помощь советами; 3) терпимость к чужим взглядам и поступкам; 4) самоотверженность в служении другим; 5) правильное понимание своего долга; 6) появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в "стране Будды"; 7) свободу от привязанностей к двум крайним взглядам — существованию вещей и несуществованию вещей; 8) обретение добродетелей, к-рые трудно обрести; 9) проповедь и распространение учения Будды; 10) постижение сущности "срединного пути". А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ ЗЕМЕЛЬ — четвертый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). На этом этапе бодхисаттва актуализировал результаты прохождения предыдущих 40 ступеней, что выражалось в следующих его состояниях: 1) радость от постижения истинной сущности бытия; 2) чистота как следствие освобождения от всех "нечистот" земного мира; 3) излучение "света мудрости"; 4) углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5) ощущение преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6) проявление совершенного знания; 7) ощущение преодоления ограниченности как хинаяны, так и махаяны; 8) твердая убежденность в истинности "срединного пути" Будды; 9) ощущение обладания всепроникающей мудростью, дающей возможность без к.-л. помех проповедовать учение Будды; 10) ощущение себя облаком, к-рое орошает все живые существа учением Будды. А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ РВЕНИЙ — определение десяти из 52 ступеней (с 31 по 40) пути бодхисаттвы, включающие в себя: 1) спасение др. живых существ втайне от них; 2) несокрушимую веру в истинность будд. учения; 3) проповедь и распространение учений всех без исключения будд; 4) посещение будд в местах их пребывания и служение им: 5) благословение др. живых существ; 6) наделение др. живых существ безграничным благом; 7) видение в др. живых существах всех миров дхармы; 8) постижение истинной сущности всех вещей и явлений: 9) освобождение от всех без исключения привязанностей; 10) освобождение от к.-л. зависимости от вещей и явлений. А. И. Игнатович

ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) ВЕРЫ — первые десять из 52 ступеней пути бодхисаттвы: 1) пробуждение "чистой" веры в учение Будды; 2) запоминание всею постигнутого; 3) усердие в продвижении по пути бодхисаттвы; 4) сосредоточенность на размышлении о пути бодхисаттвы; 5) обретение мудрости для постижения истинной сущности вещей и явлений; 6) принятие обетов; 7) направление ранее обретенных добродетелей на достижение просветления; 8) предохранение от земных желаний; 9) борьба с привязанностями ко всему земному; 10) соблюдение обетов. Прохождение этих ступеней предполагает обретение веры в спасительную силу будд. учения. А. Н. Игнатович

ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) УКРЫТИЯ — второй этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 11 по 20), прохождение к-рых обеспечивает невосприимчивость к разл. рода земным соблазнам (т. е. "укрытие" от них): 1 ) стремление стать буддой; 2) постижение "пустоты" вещей; 3) совершение благих деяний; 4) постижение относительности и условности всех вещей и явлений; 5) постижение истинной сущности вещей и явлений через совершение благих деяний; 6) обретение высшей мудрости — "праджни"; 7) достижение такого уровня просветленности, когда уже невозможно возвращение на к.-л. пройденную ступень; 8) обретение неподверженности влияниям со стороны ложных учений; 9) убежденность в возможности стать буддой; 10) постижение того, что ничто не рождается и не умирает. А. Н. Игнатович


ДЗОГЧЕН (сокращение от тиб. дзогпаченпо, букв. — "великое совершенство") — учение, входящее в ньингмапа как высшая 9-я ступень практики, называемая также Атийогой (изначальной йогой). Согл. древним тантрам, Д. восходит к истокам цивилизации, содержит элементы древне-инд. философии и практики. Д. — это быстрый путь достижения состояния будды, раскрывающий сокровенную природу личности. Изложение сущности Д. приписывается Гарабу Дорже (1 в. н. э.), жившему на сев.-зап. Индии. Он сформулировал свой опыт в концепции Изначального состояния, к-рому присущи Изначальное знание. Изначальная свобода и Совершенство. Понять Д. это значит понять Изначальное состояние. В. М. Монтлевич

ДЗЭН (яп., кит. — чань от санскр. дхьяна, т. е. "медитация") — одна из наиб. влият. будд. школ в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но в действительности оно возникло в Китае в нач. 6 в. н. э., впитав в себя элементы многих будд. направлений; мадхьямиков, йогачаров, Хуаянь-цзун; несомненно, нек-рое влияние на идеи чань оказал даосизм. Д. признает реальность феноменального мира, но воспринимает его как неистинный. иллюзорный, "ничто" (му). Только при помощи медитации можно постичь свою изначальную природу, к-рая есть не что иное, как "сущность будды" (буссё). достичь пробуждения (сатори) и после этого постичь истинную природу вещей, увидеть их сокровенную суть и осознать свою причастность ко всему сущему. Большое внимание уделяется в Д. проблемам психотренинга, для чего используются прежде всего практики дзадзэн и коан. Из учения Хуаянь Д. позаимствовал идею о тотальной взаимосвязи общего и частного, что выражается принципом "все в одном, одно во всем". Д. не признает существования вселенского Будды, считается, что он наличествует в каждом индивидууме, к-рый в свою очередь тождествен абсолюту и является вместилищем неогранич. возможностей. Существование в мире каких-либо принцип. оппозиций есть фикция, порождение "замутненного" сознания. В действительности же между субъектом и объектом, нирваной и сансарой, жизнью и смертью, знанием и невежеством не существует никакой разницы. "Пробужденное" сознание приравнивается к "безмыслию" (мунэн), а мир предстает для него недвойственным (фуни). В то же время Д. подчеркивает важность активного отношения к миру, реализации в нем творч. энергии. Д. не приемлет крайнего аскетизма: человеч. желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. Сокровенные истины, считают последователи Д., передаются не через будд. трактаты, а "от сердца, к сердцу", от учителя к ученику. На раннем этапе своего существования в Китае чань выступал против любых авторитетов, против необходимости изучения свящ. будд. текстов. Но с течением времени (в Китае, а еще в большей степени в Японии) декларируемые иконопластические и антиавторитарные принципы спокойно могли сосуществовать с богатейшей письменной традицией, усиленным и глубоким изучением и комментированием писаний др. наставников, равно как с почти харизматич. отношением к своим непосредственным наставникам, к их трудам и высказываниям. Повышенное внимание обращалось на строгость наследования опред. традиции, что привело к дроблению подшкол Д. на отд. ветви, обладавшие не всегда отчетливо выраженными, но только ему присущими тенденциями. В Японии существовало более 50 разных ветвей Д. В Китае расцвет чань приходится на время правления династии Тан (618-907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на "пять домов и семь школ", дробление к-рых продолжалось и в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники чань, как Мацзу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюань и др. Впервые Япония познакомилась с теорией и практикой чань-буддизма только в кон. 12 в., когда его история в Китае уже насчитывала неск. Веков. Два осн. направления яп. Д. — Риндзай-сю и Сото-сю получили в Японии распространение прежде всего благодаря усилиям соответственно Эйсан и Догэна. Вслед за ними мн. японцы отправлялись в Китай для изучения философии чань, а кит. миссионеры в свою очередь прибывали в Японию и распространяли там свои идеи. Ко времени знакомства японцев с чань он претерпел в Китае сильные видоизменения. От былого бунтарского чань оставалась лишь жалкая тень. Жизнь в чаньских монастырях строжайшим образом регламентировалась монаст. уставами, а вместо религ. практики монахи чаще предпочитали заниматься литературным трудом или изящными искусствами. Поэтому яп. Д. имеет много общих черт именно с "постхаризматич.", монаст. чань. Начало распространения Д. в Японии совпало с переходом власти в руки самурайского военного сословия, к-рое остро нуждалось в собств. идеологии. Декларируемое Д. отрицат. отношение к письм. слову и кажущаяся простота дзэнской философии больше импонировали вкусам и запросам малограмотных самураев, чем сложные филос. концепции таких школ, как Тэндай-сю или Сингон-сю. Одновременно через посредство Д. самураи получали возможность приобщиться к кит. культуре, к-рая удовлетворяла их в значительно большей степени, чем предельно эстетизир. национ. культура, культивировавшаяся в придворной среде. Сёгунское пр-во осознало возможность использования Д. в качестве интегрирующего социального фактора и постаралось подчинить дзэнские монастыри правительств. контролю. По существовавшему в Китае образцу была создана иерархия. система "пяти гор и десяти храмов" (годзан дзиссацу), в к-рую включались почти все монастыри Риндзай. Храмы Сото, расположенные преимуществ, в провинциях, не входили в эту систему (за исключением подшколы Ванси) и поэтому обладали большой степенью внутр. свободы. Наивысший расцвет Д. в Японии приходится на 14-15 вв.. когда дзэнские монахи выступали в роли советников и наставников при сёгунском и императ. окружении. Монастыри годзан были крупными центрами культурной деятельности, там возникла богатейшая дзэнская лит-ра на кит. языке (см. Пяти гор литература) — годзан бунгаку. И все же на протяжении эпохи Муромати ( 1333-1568) Д. в осн. оставался достоянием людей образов., независимо от того, к каким соц. слоям они относились. Нек-рые проповедники пытались распространить идеи Д. и в среде простого народа, для чего отказывались от кит. языка в пользу яп. Наиболее рано эта тенденция проявилась в направлении Сото, где уже Догэн создавал свои сочинения на яп. языке. В эпоху Токугава (1603-1868) в Д., как и в других будд. школах., шел активный процесс переосмысления накопленных идей и знаний в сторону большего прагматизма и синкретизма. На протяжении всей своей истории Д. оказывал сильнейшее влияние на мн. сферы яп. культуры и традиц. эстетики, что нашло яркое отражение в таких национ. искусствах, как монохромная живопись, икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство разбивки садов, разные виды военных искусств (кэмпо), яп. поэзия и драма Но. Простота, естественность, спонтанность, гармония — эти эстетич. принципы не только стали неотъемл. чертами яп. искусства, но и во многом определяли отношение к жизни для японцев. В 20 в. благодаря усилиям прежде всего Д. Судзуки (1870-1966) Д. стал достоянием зап. культуры. Многие зап. философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли интерес к Д. и пытались приспособить его идеи к собств. творчеству. Отголоски Д. можно обнаружить в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. "дзэнский бум" охватил многие америк. ун-ты и придал опред. окраску движению битников. В наст. вр. Д. не является самой массовой школой яп. буддизма, но продолжает сохранять довольно прочные позиции. Число приверженцев Сото ею оценивается в 7 млн, Риндзай-сю — в 3 млн человек. Монастыри и центры по изучению Д. существуют и за пределами Японии — прежде всего в США и Зап. Европе (Франция, Англия, ФРГ и др.). А. М. Кабанов

ДОРДЖЕ - тоже, что и Ваджра

ДХАММАПАДА (пали) — "Путь буддийской доктрины"; наиболее известный и часто цитируемый текст палийского канона. Содержит 423 стиха-афоризма, разделенных на 26 глав, в к-рых речь идет о "благородной системе" моральной философии. Переводилась с пали на пракриты, санскрит, кит. и мн. др. языки. Популярна в будд. странах как у тхеравадинов, так и у махаянистов. На Шри-Ланке долгое время использовалась как учебник для новообращенных; заучивалась наизусть. Н. А. Канаева

ДХАРМА (санскр.), ДХАММА (пали) — чрезвычайно важный и многозначный термин не только буддизма, но и всей инд. философии. Палийский термин употреблялся в основном школой тхеравада, санскр. — в школах махаяны. Санскр. форма слова "дхарма" — производная от арийск, корня dhar — утверждать, поддерживать, защищать; переводится как "система", "доктрина", "религия", "добродетель", "моральное качество", "долг", "справедливость", "закон", "образец", "норма", "идеал", "истина", "форма", "условие", "причина", "порядок мироздания" — значение зависит от контекста. Можно выделить 5 групп основных значений термина Д.: 1) доктрина; к.-л. учение, излагаемое в систематич. форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме — учение Будды; 2) правило; правильное поведение; справедливость; закон: праведность; 3) условие; причина или прошлое, выступающее причиной; причина и следствие как практически идентичные; 4) феноменальное; Д. как следствие (в этом значении она употребляется в Дхаммападе: "Все дхармы (т. е. все феноменальное) сотворены мышлением"). Приложение слова "дхарма" к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру; мир — это выражение закона; 5) высшая реальность — точечные моменты бытия, вспышки психо-физической "энергии". Уже в раннем буддизме элементы-дхармы классифицируются трояким образом: по скандхам (Skandha), аятанам (ауtanа) и дхату (dhatu). По скандхам разделялись элементы, составляющие эмпирическую личность (пудгала), т. е. личность, с к-рой люди имеют дело в повседневной жизни. С т. зр. же "высшей реальности" эта личность нереальна, т. к. складывается из 5 скандх элементов: а) телесных Д., составляющих тело (рупа); б) Д. ощущений и чувств (ведана); в) Д. восприятии, представлений (самджня); г) Д. кармических "формирующих факторов" (самскара) ; д) Д. сознания, различительного знания (виджняна). С т. зр. процесса познания все Д. делятся на 12 "сфер познания" (аятана), 6 внутренних и 6 внешних, или 6 познават. способностей и 6 соответствующих им объектов. Классификация по "классам элементов" (дхату) основывалась на предыдущей классификации, но была более подробной: в ней к 12 сферам добавляли 6 модусов сознания (зрительное сознание, слуховое сознание и т.-п.), к-рые и формировали, с т. зр. буддистов, единый поток сознания. В махаяне Д. иногда трактовалась как синоним татхаты (см. Дхармакая). Н. А. Канаева

ДХАРМАСАЛА — небольшой городок в предгорьях Гималаев в инд. штате Химачал Прадеш, ставший ставкой Далай-ламы XIV после его бегства из оккупир. Китаем Тибета в 1959. В Дхарамсале находится Кашаг — эмигр. пр-во Тибета, Ассамблея народных депутатов Тибета и др. офиц. ин-ты. Здесь же расположены мед., культурные, религ. тиб. учреждения, из к-рых наиб, известность приобрела созданная в 1971 Библиотека тиб. работ и архивов, являющаяся в наст. вр. крупнейшим в мире тибетологич. центром. А. А. Терентьев

<<<Г
содержание
Е>>>

blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Дворец Потала (Potala)
Дворец Потала (Potala)

Кайлас (Кайлаш, Kailash)
Кайлас (Кайлаш, Kailash)

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12