Словарь буддизма - Б 


БУДДИЗМ В НЕПАЛЕ
. Поскольку территория совр. Непала долгое время входила в состав гос-в, управлявшихся инд. правителями, ранняя история буддизма в Непале тесно связана с историей возникновения буддизма как мировой религии. В Сев. Непале, у подножия Непальского холма, находится Лумбини — место рождения Будды. Непальская долина часто упоминается в будд. текстах. В Непале находится знаменитая колонна с надписями царя Ашоки (ок. 250 до н. э.). Положение Непала между Тибетом и Индией сделало его тем интеллектуальным и экономич. центром, где осуществлялось взаимодействие двух названных культур. Через Непал буддизм проник в Тибет, Китай и др. страны Юго-Вост. Азии. Независимая история Непала начинается ок. 4—5 вв. при династии Личчхавов, тоже имевшей инд. происхождение. В наст. вр. в Непале исповедуется форма буддизма, во многом схожая с индийской тантрой (см. Ваджраяна). Никакого “непальского” канона не существует. Непальские буддисты используют будд. тексты на санскрите, 9 из к-рых особо ими почитаются. В Непале действует небольшой центр по изучению тхеравады, основанный в наше время Амританандой. В 1956 столица Непала Катманду стала местом проведения IV конгресса “Всемирного братства буддистов”. Н. А. Канаева


БУДДИЗМ В РОССИИ.
Традиционные районы России, где живут буддисты, — Бурятия, Тува, Калмыкия, Читинская и Иркутская области. Буддизм на терр. нашей страны представлен школой гелугпа (“школой добродетели”), к-рая является разновидностью тибетского буддизма, сложившегося на стыке направлении махаяна и ваджраяна. Калмыки приобщились к буддизму в кон. 16 в. в Джунгарии (Китай), а в 17 в. они перекочевали в Нижнее Поволжье, сохранив свою религию. Уже в тот период у калмыков появилась будд. лит-ра, переведенная с тиб. на калм. язык. В Забайкалье монг. и тиб. ламы появились в пер. пол. 17 в. За короткое время большинство забайкальских бурят приняло буддизм. В 1764 настоятель старейшего в Забайкалье Цонгольского дацана (осн. в 1741) Дамба Доржи Заяев стал главой бур. духовенства с званием Бандидо Хмбо-лама. На терр. Тувы буддизм утвердился к кон. 18 в., вобрав в себя местные шаманские верования и культы. В 17—18 вв. преобладали ламы, жившие вне дацанов, что было вызвано кочевым образом жизни бурят, калмыков, тувинцев, однако позднее ламы стали жить преимущественно в монастырях. Накануне окт. революции 1917 на терр. Бурятии имелось 47 дацанов, в к-рых проживало более 10 тыс. лам и послушников: в Калмыкии действовали 28 больших и 64 малых хурула (передвижные монастыри в кибитках), к-рые обслуживали более 2 тыс. духовных лиц: в Туве было 19 монастырей и молелен (хурэ), при к-рых пребывали 3 тыс. лам и послушников. В 1915 в Петрограде был построен будд. храм, реквизированный гос-вом в 1938. В. И. Корнев

БУДДИЗМ В США.
Буддизм появился в США на рубеже 19 и 20 вв.: его последователями и пропагандистами были в осн. иммигранты из Японии, Китая, Кореи, буддисты-миссионеры, вокруг к-рых группировалось небольшое число американцев. Они проживали в крупных городах США, расселились на зап. побережье Сев. Америки, в Калифорнии. В 1893 в Чикаго прошел Всемирный конгресс религий, на к-ром присутствовали буддисты. После конгресса началось паломничество вост. буддистов в США и обратное движение — американцев на Восток, где они проходили обучение в будд. монастырях. Значит, роль в пропаганде буддизма в США сыграл Судзуки Д. Т., к-рый в своих работах изложил ряд фундаментальных положений буддизма в терминах, понятных американцам. В США не был создан единый центр или объединенная орг-ция буддистов. Одной из крупных будд. орг-ций в США является Первый дзэнский институт Америки (основан в 1930) в Нью-Йорке. Центр буддизма тхеравады — Американская буддийская академия также находится в Нью-Йорке. Существуют кроме того орг-ции: Буддийские церкви Америки (орг-ция последователей буддизма амидаистского (см. Амидаизм) толка, состоящая гл. обр. из американцев яп. происхождения). Буддийское общество вихары, Дзэнские центры в Сан-Франциско и Рочестере, Академия Нитирэн-сесю (филиал необудд, яп. орг-ции Сока гаккай) и нек-рые другие. Школы кит. буддизма распространены преимуществ. среди американцев кит. происхождения, живущих в Чайнатаун. Буддизм в США характеризуется наличием большого кол-ва маленьких групп, принадлежащих к самым разным школам и направлениям буддизма. Группы по изучению буддизма, группы медитации имеются во мн. крупнейших ун-тах и колледжах. В США действуют будд. монастыри и центры, в к-рых американцы стремятся овладеть будд. практикой в традиционном объеме. Наиб. популярностью в США пользуются дзэн-буддизм (см. Дзэн), тиб. буддизм, орг-ция НСА (Нитирэн-сесю Америки). В америк. буддизме наблюдаются экуменические тенденции; он удачно адаптировался к духовной жизни США. Нек-рые будд. идеи были использованы в психоанализе (Э. Фромм), в ряде филос. направлений, в формировании “ценностей” молодежной контркультуры, в учениях нек-рых теологов. Для буддизма в США характерна его значит. “американизация”, выражающаяся в стиле жизни америк. будд. монастырей и центров; в нек-рых из них разрешено ношение европ. одежды, использование для медитации стульев вместо подушек, при еде можно пользоваться ножами и вилками, читать сутры можно на англ. языке, во внутр. жизнь общины привносятся семейные отношения и др. Америк. буддизм считается более “интеллектуальным”, рациональным по сравнению с вост., делающим акцент на практику. Еще одной характерной чертой америк. буддизма является его интерес к соц. проблематике: американцы обращаются к буддизму, стремясь найти ответы на проблемы, волнующие и совр. америк. об-во. Церемонии и лекции в США все более соотносятся не с древними будд. легендами и традициями, а с повседневной жизнью американцев. Е. С. Сафронова



БУДДИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ
— знаменат. дни в странах, где исповедуется буддизм. Они вписываются в опред. среду, функционируют в ее культурной традиции и, соответственно, несут ее этноспецифич. черты. Памятные даты, отмечаемые буддистами, носят общегос-венный характер в странах, где буддизм является осн. формой вероисповедания или же составляет часть национального праздничного цикла, совмещаясь с уже существовавшими традиц. праздниками и образуя цельную синкретич. систему. Праздник Нового года не является собственно будд., но участие будд. монахов в новогодних торжествах было обязательным и могло превращаться в самостоятельный гл. праздник года, как Монлам чхенмо у тибетцев, или оставаться составной частью народной новогодней обрядности. Все будд. праздники, начиная с Нового года, отмечаются но лунному календарю и даты их, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев. В феврале — марте в странах Вост. и Цент. Азии, в марте — апреле в странах Южн. и Юго-Вост. Азии отмечается Новый год. В это время сооружаются песчаные горки, символизирующие гору Меру, участники праздника обливают друг друга водой, окропляют водой статуи Будды, организуются выставки, ярмарки, а ныне — даже конкурсы красавиц и т. д. В апреле — мае во всех монастырях празднуется тройной праздник: рождение Будды, его просветление и погружение его в нирвану. Устраиваются шествия, монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории о жизни Будды и его учеников. Торжество завершается подношением пищи и всевозможных подарков членам сангхи. В день омовения Будды совершали омовение изображений будд подслащенной водой и осыпали их цветами в знак памятных событий, происшедших в роще Лумбини во время рождения принца Сиддхартхи; в этот день совершались шествия с зажженными лампадами. Во всех будд. странах под разными названиями отмечается День поминовения усопших (Юйланьпэнь, Маньхонил, Улламбана, Урабон, о-бон) — обряд поклонения душам усопших. Маудгальяяне, ученику Будды, было видение образа матери, страждущей от голода в загробном мире. Он приготовил матери еду, но еда превратилась в уголья огненные. Будда объяснил, что мать наказана за грехи. В этот день зажигают фонари, приводят в порядок могилы, в храмах служат молебны, выставляют приношения богам и предкам, кормят нищих. Начало сезона дождей (июнь — июль) отмечается уходом в монастырь части молодежи, чаще всего на время дождливого сезона. Вхождение в сангху — дорогостоящая церемония, поэтому часто семьи объединяются и устраивают ее сразу для нескольких человек. Этот праздник отмечается как в национальном масштабе, так и во всех будд. общинах и семьях. С сер. октября до сер. ноября проводятся обряды и церемонии, посвященные окончанию дождливого сезона, выходу части монахов из сангхи, дарению одежды членам сангхи. С т. зр. доктринальных положений буддизма трехмесячное пребывание в монастыре во время дождливого сезона объясняется пребыванием Будды на небесах таватимсы в царстве Сакка (Индры), где он читал проповеди богам и своей матери, возродившейся на этих небесах. Члены сангхи, к-рым на период дождей запрещается покидать монастырь, могут, согл. учению, с помощью медитации подняться на небо тиватимсы и слушать проповеди Будды, тем самым обретая неисчислимое количество заслуг. По окончании дождливого сезона отмечается и спуск Будды на землю: во всех монастырях проводятся спец. церемонии, в ночь полнолуния площади, улицы, дома, монастыри, ступы иллюминируются горящими свечками, масляными лампами, цветными электрич. лампочками. В нек-рых монастырях под звуки фанфар снимают статуи Будды с высоких пьедесталов и в сопровождении процессии монахов везут по улицам, символизируя этим актом спуск Будды на землю. Завершается празднество церемонией катхина, проводимой во всех монастырях. Во многих районах подарки членам сангхи вручаются поочередно, для этого в монастырях вывешиваются желтые флаги, указывающие на проходящую в них церемонию катхина — чтение свящ. текстов. Нек-рые миряне участвуют в нескольких церемониях катхина, стремясь получить как можно больше заслуг. В июне — июле отмечается праздник прихода на землю Майтреи — будды Грядущего мирового периода. Он сопровождается торжеств. объездом вокруг монастырей колесницы, в к-рой восседает статуя Майтреи и в к-рую впряжен конь зеленого цвета. Отсюда название праздника — Круговращение Майтреи. В ноябре — декабре отмечается праздник, во время к-рого монахи читают прихожанам разл. истории из жизни Будды. Многие верующие в этот период переселяются в монастырь, здесь они спят и принимают пищу. Чтение текстов прерывается только молитвами и трапезой монахов. На территории монастыря царит праздничная атмосфера. Сюда стекается множество торговцев, здесь продают сладости, фрукты, еду, игрушки для детей. Этот праздник также приносит множество заслуг верующим. В феврале — день всех святых, в этот день происходит закладка новых зданий и культовых сооружений в монастыре. В феврале — марте организуются церемонии по чтению джатак. В регионах распространения ламаизма (Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии) 25 декабря отмечается день рождения Цзонхавы, основателя школы гелугпа. Помимо общенац. праздников, обряды и церемонии совершаются по т. н. лунным дням (четыре фазы Луны), к-рые считаются праздничными днями у буддистов стран тхеравады; переход из одной возрастной группы в другую также сопровождается спец. церемониями, как все важные события в семье: постройка дома, свадьба, похороны. Несмотря на веру в карму, обряду погребения придается чрезвычайно важное значение: в каждой стране существует сложный ритуал “отпевания”, исполняемый будд. монахами. Продолжительность обряда зависит от достатка семьи покойного, известны случаи, когда этот обряд (до кремации тела) длился по неск. месяцев, а в Таиланде похоронный обряд над телом патриарха затянулся на три года (с 11 нояб. 1958 до 26 апр. 1960). Мн. будд. праздники имеют древнее добудд. происхождение. Праздничные даты вычисляют по спец. календарю с учетом местных систем счисления. В. И. Корнев, Е. Д. Огнева


БХУТА
(пали) — невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т. д. В. И. Корнев

<<<Б
содержание
В>>>

blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Дарчен - наш последний приют перед Корой
Дарчен - наш последний приют перед Корой

На подъезде к Лхатзе (Lhatse)
На подъезде к Лхатзе (Lhatse)

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12