Книга мертвых

В Тибет

НАСТАВЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ "КНИГИ ВЕЛИКОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ"
ЧАСТЬ II

Теперь будет сказано о явлении бардо гневных божеств28. О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. Хотя тебе уже явилось бардо мирных божеств, ты не познал его, поэтому ты продолжал блуждать доныне. Теперь, на восьмой день, явятся гневные божества, пьющие кровь. Сосредоточенно познай их.

О сын благородной семьи, тот, кого называют Славный Великий Будда-Херука29, выйдет из твоего собственного мозга, воссияет перед тобой ясно и живо: его тело винного цвета, у него три головы, шесть рук и четыре ноги, широко распростертые; правый лик его бел, левый красен, а центральный - винного цвета; его тело сверкает, как если бы оно было из света, девять глаз его гневно и пристально смотрят в твои глаза, его брови подобны вспышкам молнии, его зубы блестят как медь; он смеется, выкрикивая: "а-ла-ла!" и "ха-ха!", издает громкие свистящие звуки: "шу-у!" Сверкая, разлетаются его красно-золотые волосы, его головы увенчаны высохшими черепами, солнцем и луной, его тело -- в гирляндах из черных змей и свежих черепов; он держит колесо в первой правой руке, боевой топор и меч в двух других правых руках, колокольчик - в первой левой руке, лемех и чашу из черепа в двух других левых руках; его тело обнимает его супруга Будда-Кродхишвари30, обвивает его шею правой рукой, а левой рукой подносит к его рту череп, полный крови; он издает лязгающие громкие звуки и рев, подобный грому; пламя мудрости исходит из подобных блистающей ваджре волос на его теле; он стоит на троне, который поддерживают птицы гаруды31, он скрестил две ноги и выпрямил две другие.

Не бойся его, не устрашись, не приходи в смущение. Познай его как проявление твоего же ума. Он - твой идам, поэтому не бойся. Поистине, он - Благословенный Вайрочана со своей супругой, поэтому не устрашись. Познание и освобождение32 придут одновременно.

О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. На девятый день из восточной части твоего мозга выйдет и явится перед тобой пьющее кровь проявление семьи ваджра - Благословенный Ваджра-Херука: у него темно-синее тело, три головы, шесть рук и четыре ноги, широко распростертые; правый лик его бел, левый красен, а центральный - синего цвета; он держит ваджру в первой правой руке, чашу из черепа и боевой топор в двух других правых руках, колокольчик - в первой левой руке, чашу из черепа и лемех в двух других левых руках; его тело обнимает его супруга Ваджра-Кродхишвари, обвивает его шею правой рукой, а левой рукой подносит к его рту череп, полный крови.

Не бойся его, не устрашись, не приходи в смущение. Познай его как проявление твоего же ума. Он - твой идам, поэтому не бойся. Поистине, он - Благословенный Ваджрасаттва со своей супругой, поэтому яви почитание. Познание и освобождение придут одновременно.

О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. На десятый день из южной части твоего мозга явится перед тобой пьющее кровь проявление семьи ратна - Благословенный Ратна-Херука: у него темно-желтое тело, три головы, шесть рук и четыре ноги, широко распростертые; правый лик его бел, левый красен, а центральный - сверкающего темно-желтого цвета; он держит драгоценность в первой правой руке, трезубец с тремя человеческими головами и дубинку в двух других правых руках, колокольчик - в первой левой руке, чашу из черепа и трезубец в двух других левых руках; его тело обнимает его супруга Ратна-Кродхишвари, обвивает его шею правой рукой, а левой рукой подносит к его рту череп, полный крови.

Не бойся его, не устрашись, не приходи в смущение. Познай его как проявление твоего же ума. Он - твой идам, поэтому не бойся. Поистине, он - Благословенный Ратнасамбхава со своей супругой, - так ощути стремление к нему. Познание и освобождение придут одновременно.

О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. На одиннадцатый день из западной части твоего мозга выйдет и ясно явится перед тобой пьющее кровь проявление семьи лотоса - Благословенный Падма-Херука в союзе со своей супругой. У него темно-красное тело, три головы, шесть рук и четыре ноги, широко распростертые; правый лик его белый, левый - синий, а центральный - темно-красный; он держит лотос в первой правой руке, трезубец с тремя человеческими головами и жезл в двух других правых руках, колокольчик - в первой левой руке, чашу из черепа, полную крови, и маленький барабан - в двух других левых руках; его тело обнимает его супруга Падма-Кродхишвари, обвивает его шею правой рукой, а левой рукой подносит к его рту череп, полный крови.

Не бойся его, не устрашись, не приходи в смущение. Будь радостен, познай его как проявление твоего же ума. Он - твой идам, поэтому не бойся. Поистине, он - Благословенный Дмогхасиддхи со своей супругой, - так ощути преданность и любовь. Познание и освобождение придут одновременно.

О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. Из твоего собственного мозга выйдут и явятся перед тобой восемь гаури33. Не бойся их.

Из восточной части твоего мозга явится тебе белая Гаури, в правой руке она держит труп, как дубинку, а в левой - чашу из черепа, полную крови. Не бойся. С юга (явится) желтая Каури34, пускающая стрелу из лука; с запада - красная Прамоха, держащая знамя с изображением водяного чудовища35; с севера - черная Ветали, держащая ваджру и чашу из черепа, полную крови36; с юго-востока - оранжевая Пуккаси, которая держит в правой руке кишки, а левой отправляет их в рот; с юго-запада - темно-зеленая Гхасмари, пьющая из полного крови черепа, который она держит в левой руке и помешивает (кровь) ваджрой в правой руке; с северо-запада - бледно-желтая Чандали, которая отрывает голову от тела, держит сердце в правой руке, а левой подносит тело к своему рту; с северо-востока - темно-синяя Смашали37, которая отрывает голову от тела и пожирает; эти восемь гаури стран света, окружающие пятерых пьющих кровь херука, выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой. Не бойся их.

О сын благородной семьи, слушай, не отвлекаясь. После них в свою очередь выйдут и явятся перед тобой восемь пишачи святых мест38.

С востока (явится) Синхамукха-винноцветная, львиноголовая, скрестившая руки на груди, разметавшая гриву и держащая труп во рту; с юга - Вьягхримукха, красная, с головой тигрицы, опустившая вниз скрещенные руки, с вытаращенными глазами и оскаленными зубами; с запада - Шригаламукха, черная, с головой лисицы, держащая бритву в правой руке, а в левой - кишки, которые она пожирает и лижет кровь; с севера - Шванамукха, темно-синяя, с головой волчицы, с вытаращенными глазами, обеими руками подносящая ко рту труп; с юго-востока - Гридхрамукха, бледно-желтая, с головой грифа, несущая на плече гигантский труп и держащая в руке скелет; с юго-запада - Канкамукха, темно-красная, с головой ястреба, несущая на плече содранную кожу гиганта; с северо-запада - Какамукха, черная, с головой ворона, держащая чашу из черепа в левой руке и меч - в правой, пожирающая сердце и легкие; с северо-востока - Улумукха, темно-синяя, с головой совы, держащая ваджру в правой руке и меч - в левой: эти восемь пишачи святых мест, окружающие пятерых пьющих кровь херука, выйдут из твоего собственного мозга и явятся перед тобой. Не бойся их. Познай все, что является, как игру твоего ума, как твои же проявления.

О сын благородной семьи, (на четырнадцатый день) так же выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой четыре богини врат - познай же их.

Из восточной части твоего мозга выйдет и явится перед тобой Анкуша - белая, с тигриной головой, держащая стрекало и чашу из черепа, полную крови; с юга (явится) Паша - желтая, с готовой свиньи, держащая аркан; с запада - Шринкхала, красная, львиноголовая, держащая железную цепь; и с севера - Гханта, зеленая, змеиноголовая, держащая колокольчик: эти четыре богини врат выйдут из твоего собственного мозга и явятся перед тобой. Познай их как идамов.

О сын благородной семьи, за тридцатью гневными херука в свою очередь выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой двадцать восемь йогини39 с различными головами, различными символами в руках. Не бойся их, но познай все, что является, как игру твоего ума, как твои же проявления. Достигнув этого решающего момента, вспомни наставления своего гуру.

О сын благородной семьи, с востока выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой шесть йогини востока: Ракшаси, "Демоница" - винноцветная, с головой яка, держащая ваджру в руке; Брахми - оранжевая, змеиноголовая, держащая лотос; Махадеви, "Великая Богиня" - темно-зеленая, с головой леопарда, держащая трезубец; Лобха, "Алчная" - синяя, с головой мангусты, держащая колесо; Кумари, "Дева" - красная, с головой желтого медведя, держащая короткое копье; и Индрани - белая, с головой бурого медведя, держащая аркан из кишок. Не бойся их.

О сын благородной семьи, с юга выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой шесть йогини юга: Ваджра - желтая, с головой свиньи, держащая бритву в руке; Шанти, "Мирная" - красная, с головой водяного чудовища, держащая вазу; Амрита, "Нектар бессмертия" - красная, с головой скорпиона, держащая лотос; Кандра, "Луна" - белая, с головой ястреба, держащая ваджру; Данда, "Дубинка" - темно-зеленая, с головой лисицы, держащая дубинку; и Ракшаси, "Демоница" - темно-желтая, с тигриной головой, держащая череп, полный крови. Не бойся их.

О сын благородной семьи, с запада выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой шесть йогини запада: Бхакшини, "Поедающая" - темно-зеленая, с головой грифа, держащая дубинку; Рати, "Наслаждение" - красная, с лошадиной головой, держащая в руке туловище трупа гиганта; Махабала, "Великая сила" - белая, с головой птицы гаруда, держащая дубинку; Ракшаси, "Демоница" - красная, с собачьей головой, режущая ваджрой, как бритвой; Кама, "Желание" - красная, с головой удода, пускающая стрелу из лука; и Васуракша, "Покровительница богатства" - темно-зеленая, с головой лани, держащая вазу, Не бойся их.

О сын благородной семьи, с севера выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой шесть йогини севера: Ваюдеви, "Богиня ветра" - синяя, с головой волчицы, с развевающимся стягом в руке; Нари, "Женщина" - красная, с головой буйволицы, держащая заостренный кол; Варахи, "Свинья" - черная, с головой свиньи, держащая аркан, унизанный зубами; Ваджра - красная, с вороньей головой, держащая кожу ребенка; Махахастини, "Слониха" - темно-зеленая, со слоновьей головой, держащая в руке труп гиганта и пьющая его кровь; и Варунадеви, "Богиня воды" - синяя, змеиноголовая, держащая аркан из змей. Не бойся их.

О сын благородной семьи, из твоего мозга выйдут и явятся перед тобой четыре йогини врат: с востока - белая Ваджра, с головой кукушки, держащая в руке железный крюк; с юга - желтая Ваджра, с головой козы, держащая аркан; с запада - красная Ваджра, львиноголовая, держащая железную цепь; и с севера - темно-зеленая Ваджра, змеиноголовая, держащая колокольчик: эти четыре йогини врат выйдут из твоего мозга и явятся перед тобой.

Эти двадцать восемь йогини непроизвольно возникают из игры самосозидающей силы гневных херука - познай же их.

О сын благородной семьи, мирные божества являются из пустоты Тела Дхармы; познай это. Гневные божества являются из сияния Тела Блаженства - познай же это. Если в этот миг, когда из твоего мозга выходят и являются перед тобой пятьдесят восемь пьющих кровь божеств, ты узнаешь, что все являющееся возникает из твоего же сияющего ума - ты тoтчac станешь Буддой, неотделимым от пьющих кровь божеств40.

О сын благородной семьи, если ты этого не познаешь, ты устрашишься их, устремишься прочь и придешь к новым страданиям. Если ты этого не познаешь, ты увидишь во всех пьющих кровь божествах Владык Смерти и устрашишься их. Ты почувствуешь себя испуганным, растерянным и слабым. Твои собственные проявления обратятся в демонов, и ты будешь блуждать в сансаре. Но если ты не испытаешь ни влечения, ни страха, - ты не будешь блуждать в сансаре.

О сын благородной семьи, самые большие из этих мирных и гневных божеств подобны целому небу, средние - как гора Меру, а самые маленькие - как восемнадцать людей, вставших на плечи друг другу, - не бойся же их. Все они являются, как лучи и образы; когда ты познаешь их как естественное сияние твоего же ума, твое собственное сияние нераздельно сольется с лучами и образами, и ты станешь Буддой. О сын! Все, что ты видишь, как бы оно ни было страшно, - познай это как свое же проявление; познай это как свет, естественное сияние твоего собственного ума. Если ты это познаешь, ты станешь Буддой в тот же миг, в этом нет сомнения. Без промедления придет то, что называют мгновенным совершенным просветлением. Помни!

О сын благородной семьи, если сейчас ты этого не познаешь и все еще будешь бояться, все мирные божества явятся в облике Махакалы, все гневные божества явятся в облике Царя Дхармы, а все твои проявления обратятся в демонов41.

О сын благородной семьи, если ты не познаешь свои собственные проявления, ты не станешь Буддой, даже если исповедовал Учение на протяжении целой кальпы42 и изучил все сутры и тантры. Но если ты познал свои проявления, одна эта тайна и одно слово сделают тебя Буддой.

Если же ты не познал свои проявления, они явятся в облике Царя Дхармы, Владыки Смерти, в бардо абсолютной сути, как только ты умрешь. Самые большие Владыки Смерти заполняют все небо, средние подобны горе Меру; они придут, заполняя всю Вселенную. Их зубы кусают нижнюю губу, глаза их тусклы, волосы связаны на макушке, животы огромны, а шеи тонки, в руках они держат записи (людских) деяний, выкрикивая: "бей!" и "убивай!", облизывая мозг, отрывая головы от тел, вырывая внутренние органы: так придут они, заполняя всю Вселенную.

О сын благородной семьи, когда такими явятся твои проявления - не устрашись. Ты обладаешь умственным телом неосознанных стремлений, поэтому не можешь умереть, даже если тебя убьют и разрежут на куски. Поистине, ты - естественная форма пустоты, поэтому не нужно бояться. Владыки Смерти тоже возникают из твоего собственного сияющего ума, они - не из твердой материи. Пустота не может повредить пустоте. Будь уверен, что мирные и гневные божества, пьющие кровь херука, божества со звериными головами, радужный свет, устрашающие облики Владык Смерти и все прочее не существует реально, но возникает лишь из непроизвольной игры твоего ума. Если ты понимаешь это, ты естественно освободишься от всякого страха и в нераздельном слиянии станешь Буддой. Если ты так познал их, они - твои идамы.

Думай напряженно и устремленно: "Они пришли, чтобы пригласить меня на опасную тропу бардо; я обрету в них прибежище". Помни о Трех Драгоценностях43. Помни о своем идаме; назови его имя и молись ему такими словами: "Я блуждаю в бардо - так будь моим избавителем, с состраданием овладей мною, о драгоценный идам". Назови имя твоего учителя и молись ему: "Я блуждаю в бардо - так будь моим избавителем, не покидай меня своим состраданием". Устремленно молись пьющим кровь божествам и твори эту молитву вдохновения:

Когда я бреду в сансаре сквозь сильные неосознанные стремления,
в сиянии отказа от всякого страха,
пусть идут передо мной Благословенные, мирные и гневные,
позади меня - гневные богини, Царицы Пространства;
помогите мне пройти опасною тропою бардо,
дабы я стал совершенным, как Будда.
Когда я бреду один, разлученный с возлюбленными друзьями,
и возникают пустые облики моих же проявлений,
да пошлют Будды силу своего сострадания,
чтобы ужасы бардо не пришли.
Когда сияют пять светлых огней мудрости,
пусть я без страха познаю себя;
когда являются облики мирных и гневных божеств,
пусть я бесстрашно и уверенно познаю бардо.
Когда я страдаю под властью тяжкой кармы,
пусть рассеет мой идам всякое страдание;
когда звук абсолютной сути грохочет, будто тысяча громов,
пусть станет он звуком Шести Слогов44.
Когда я следую своей карме и нет прибежища,
да будет моим прибежищем Владыка Великого Сострадания;
когда я cтрадаю от кармы неосознанных стремлений,
пусть возникнет самадхи блаженства и света.
Пусть не восстанут как враги пять стихий,
пусть я увижу царства пяти Будд.

Твори эту молитву вдохновения с глубоким почтением. Все страхи исчезнут, и ты несомненно станешь Буддой в Теле Блаженства, потому это так важно; не отвлекайся же.

Конец рассказа о бардо абсолютной сути под названием
"Великое Освобождение в результате услышан-
ного", об учении бардо, которое
освобождает, будучи услышано и увидено".

Часть 3

Комментарии

[28] Согласно тибетской "Книге мертвых", человек, который не достиг освобождения в течение первой недели, переживает явление "гневных божеств". Поэтому с восьмого по четырнадцатый день читается вторая часть "Книги мертвых", призванная помочь усопшему освободиться именно на этом этапе его загробных странствий. Главная идея второй части книги заключается в том, что усопший встречается с теми же пятью "божественными семьями", которые он уже видел в мирном облике. Свойства семей (связанные со свойствами души усопшего) сохраняются, но выступают теперь в форме грозных херука, их супруг и других божеств (всего "гневных ликов" 58). Дело в том. что основу всех пяти семей составляет изначальная и вечная энергия - исходное, абсолютно устойчивое состояние бытия, которое невозможно поколебать. Колоссальная сила этого состояния (ее можно сопоставить с "энергией покоя" современной физики) ощущается как "гнев", который называют сострадательным гневом, без ненависти. Гневные божества преобразуют разрушительную энергию в энергию созидательную, ведущую к освобождению. Считается, что тот, кто при жизни изучал эти изображения, теперь осознает их как своих руководителей, доверится им и освободится. В то же время чувство неприязни к гневным ликам оттолкнет его от них и вернет в мир сансары. Понявший смысл грозных божеств устыдится своего прежнего страха: ведь они не более страшны, чем искусственный лев, стоящий у входа в буддийский храм. Явление грозных ликов описывается и в христианской литературе. Например, в средневековом "Видении Мерхдеофа о монахе, который, расставшись с телом, вновь ожил" говорится: "С жизнью расставшись, шаги обратил он к неведомым странам. Сильно испуган был он, и во глубь тайников его сердца трепет великий проник: угрозою полные лики душу страшили во тьме своей многочисленной ратью..." (Вернуться)

[29] Великий Херука не связан непосредственно с пятью семьями, он олицетворяет пространство между ними и создает энергетическую основу всех гневных божеств. Великий Херука и Будда-Херука изображаются вместе (первый над вторым), в центре мандалы, то есть там, где в мандале мирных божеств находится Самантабхадра. (Вернуться)

[30] Khro-dhi-shva-ri-ma - "Гневная Могучая Матерь". (Вернуться)

[31] Гаруда - в индуизме царь птиц, носитель ("вахана") бога Вишну. В буддизме гаруды - огромные птицы, которые вызывают бурю взмахами крыльев. (Вернуться)

[32] Освобождение от сансары на уровне Тела Блаженства. (Вернуться)

[33] Если человек не достиг освобождения на двенадцатый день, то на тринадцатый появляются гаури и пишачи. Гаури ("Белые") - группа из восьми богинь, получивших название по первой из них (именно она - белого цвета). Если херука - символ "гневной энергии" как таковой, то гаури символизируют производительную силу этой энергии. Белая Гаури - одна из "кладбищенских" буддийских богинь - танцует на теле, которое означает здесь исходное состояние бытия. Гаури гасит активные мысли усопшего, возвращая его к его же истоку - изначальному недвойственному состоянию ума. (Вернуться)

[34] Желтая Каури - также одна из богинь кладбища. Ее задача - соединить для усопшего знания и средства их достижения (сама она уже достигла этого единства). (Вернуться)

[35] Красная Прамоха (Прамо) - "Обманывающая". Ее образ ассоциируется с женщиной из низкой касты, иногда выступает как символ страсти. Водяное чудовище (санскр. makara, тиб. chu-srin) сопоставляется и с крокодилом, и с акулой, и с гиппопотамом; воспринимается как символ сансары. которой невозможно избежать, которую следует принять такой, как она есть, и таким образом победить ее. (Вернуться)

[36] Черная Ветали означает неизменность абсолютной сути бытия - совокупности его элементов-дхарм. Чаша из черепа трактуется как символ искусного мастерства. (Вернуться)

[37] Описания "кладбищенских" богинь промежуточных стран света несколько различаются в разных текстах. Назначение этих богинь - показать ненадежность, призрачность сансарического бытия. (Вернуться)

[38] Пишачи (тиб. phra-men-rna) - "колдуньи", богини с птичьими и звериными головами, пожирающие плоть. Эванс-Вентц истолковывает их как богинь "областей мозга", а не "святых мест". (Вернуться)

[39] Йогини - в буквальном переводе с тибетского (dbang-phyug-rna) - "богатая владычица". В индуизме так называли Уму, одну из ипостасей супруги бога Шивы. В тибетской "Книге мертвых" йогини играют примерно ту же роль. что гаури и пишачи. (Вернуться)

[40] "Пустота Тела Дхармы" - непроявленная, изначальная Великая Пустота. В ней возникает "сияние Тела Блаженства" - лучистая, небесная форма проявления мира. Человек-микрокосм тождествен макрокосму, поэтому через осознание лучистой природы собственного "сияющего ума" человек достигает состояния на уровне Тела Блаженства. (Вернуться)

[41] Санскр. Maha-Kala ("Великий Черный"), тиб. Mgon-po-Nag-po ("Черный Покровитель") - гневное проявление совокупной силы сострадательных божеств. Санскр. Dharma-Raja ("Царь Дхармы"). тиб. Gshin-rje-hi-chos-kyi-rgyal-po ("Царь Дхармы Владыки Мертвых") - обычно символизирует множество гневных божественных форм, которые сливаются в единую форму. (Вернуться)

[42] Кальпа - в индуизме "день-и-ночь" Брахмы, великий мировой период, за которым следует новое творение Вселенной. Часто кальпой называют (как и в нашем случае) первую половину этого цикла (4320 млн. лет), когда мир находится в проявленном состоянии ("день Брахмы"). (Вернуться)

[43] Будда, Дхарма (учение Будды), Сангха (буддийская община). (Вернуться)

[44] Имеется в виду шестисложная мантра бодхисаттвы Авалокитешвары: "Ом мани падме хум". Эту мантру называют "сутью всякого счастья, процветания и знания, великим средством освобождения". Считается, что слог "ом" закрывает врата рождения в мире богов, "ма" - в мире ревнивых богов, "ни" - в человеческом мире. "пад" - в мире животных, "ме" - в мире голодных духов и "хум" - в аду. Каждому из слогов соответствует цвет соответствующего мира: "ом" - белый, "ма" - красный, "ни" - синий, "пад" - зеленый, "ме" - желтый и "хум" - дымный (в некоторых списках порядок цветов иной). Одно из тибетских сказаний повествует, как некая небрежная в вере женщина попала в ад. Ее благочестивый сын спустился туда за нею. Увидев его, она сумела по памяти прочитать мантру Авалокитешвары и тотчас освободилась из ада, выведя вместе с собой всех, кто ее слышал. Считают, что эта мантра пришла в Тибет вместе с первыми проповедниками буддизма. (Вернуться)


услуги предлагают гостиницы в районе метро выставочная
blog comments powered by Disqus

Фотографии Тибета

Кто-то оставил даже шляпу!
Кто-то оставил даже шляпу!

Храм в Парьянге
Храм в Парьянге

Другие фотографии ...

Заглавная Поездка Энциклопедия Фотографии Вопросы Форум О Тибет.Ру

Автор: Vladimir Pavlov Дизайн: inSTYLE.ru Rambler's Top100Rambler's Top100 Контакты
© Tibet.ru 2002-12